Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 99 
Next page End  

30
Беседа четвертая.
Активизация зрительного сосредоточения посредством
слуха
Активизация слухового центра
Известный российский физиолог академик П. Анохин в своих исследованиях установил, что в
деятельности человеческого мозга порой возникают ситуации, когда происходит активизация
всех его структур. В этом случае они работают как одно целое и выполняют поставленную задачу
наиболее эффективно.
Для создания именно такой ситуации мы разработали специальные упражнения, вовлекающие
в процессы деятельности мозга дополнительные структуры, в частности слуховой центр.
Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторую парадоксальность предлагаемых
упражнений. В самом деле, одно из важнейших упражнений предполагает чтение вслух — громко
и отчетливо — определенных текстов. «Как же так,— скажете вы,— мы столько времени
потратили на подавление артикуляции, это- го главного «врага» быстрого чтения, а теперь
придется артикуляцию развивать?» Но, во-первых, чтение вслух еще не означает развитие
артикуляции при чтении молча, так как это все же разные виды деятельности, а, во-вторых,
активизация слухового центра коры головного мозга оказывает большое влияние на активизацию
мыслительных процессов в целом. Громкое чтение помогает при заучивании прочитанного и
запоминании значения слов. Американский психолог Лонгве писал: «Громкое чтение дает такую
силу интеллектуального анализа, которого чтение про себя никогда дать не может».
Глаз пробегает страницы, перескакивает через скучные вещи и скользит по интересным
местам. Ухо слушает все. Ухо не делает никаких изъятий. Бегло просмотренное слово, незаметно
ускользнувшее от глаза, очень настойчиво заявляет о себе при громком чтении.
Здесь можно вспомнить любопытный случай из жизни шестнадцатого президента США А.
Линкольна. В детстве он посещал сельскую школу, где был только один экземпляр учебника, и
учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок. Стоял постоянный гул, и
соседние жители называли эту школу «гудящим ульем».
В этом «гудящем улье» Линкольн приобрел привычку, которая сохранилась у него на всю
жизнь,— он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокат-
скую контору в Спрингфилде, он растягивался на диване, пере-
кидывал длинную ногу через соседний стул и читал газету вслух. «Он надоедал мне ужасно,—
рассказывал его компаньон.— Однажды я спросил его, почему он читает именно так. Он объяснил
мне: «Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во-первых, я вижу
то, что читаю, во-вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю». Его память была не-
обыкновенно цепкой. «Мой ум,—говорил он,—подобен куску стали. Очень трудно выцарапать на
нем что-либо, но уже почти невозможно стереть однажды написанное». Значит, чтобы запечатлеть
в сознании нужный материал, он пользовался двумя органами чувств.
Внимательность
Американский специалист в области человеческих отношений Дейл Карнеги в своей
замечательной книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей» много пишет о
развитии внимания. «Гениальных людей,—утверждает он,—всегда отличает феноменальная
внимательность».
Томас Эдисон установил, что двадцать семь его лаборантов ежедневно в течение шести
месяцев проходили по дороге, которая вела от лампового цеха к главному зданию завода. У этой
дороги росло вишневое деревце, но опрос этих двадцати семи человек показал, что ни один из них
не знал о его существовании.
«Мозг среднего человека,—убежден Эдисон,—не воспринимает и тысячной доли того, что
Hosted by uCoz