Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 99 
Next page End  

53
Лучший способ уяснить себе какую-либо вещь — это сформулировать вопросы о ней. Лучший
путь к пробуждению знаний о вещи — это задать себе вопросы о ней, так, как мы формулировали
их в начале беседы. Лучшее средство запечатлеть вещь в уме — это поставить себе вопросы,
которые могут обнаружить все ее значение.
Для иллюстрации этой мысли возьмем известное стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус».
Расчлените и проанализируйте любую фразу стихотворения. Если поставить вышеприведенные
вопросы и вникнуть в них, вы никогда не забудете этого стихотворения. Образ паруса и мечты
навсегда запечатлеется в вашем уме.
В «Парусе» активными словами являются глаголы, а все остальное зависит от этой активной
части. Обычно внимание легче привлекается активными словами. И если действие предложения
запечатлелось в уме, остальные слова свяжутся с ним по закону ассоциации идей. Поэтому при
заучивании наизусть любого текста установите аналитическим методом, что значит в этом тексте
каждая ее часть.
2. Если у вас слабо развито чувство географической местности, начните с того, что изучайте
различные маршруты. Необходимо замечать границы пунктов, которые вы прошли, направление,
в котором ехали, предметы и вывески, которые встречали на пути. Остановитесь на несколько
минут на углу улицы и сориентируйтесь относительно места, где вы стоите. Прежняя ваша ошибка
заключалась в том, что вы не замечали тех предметов, мимо которых проходили. Человек с
большим чувством места воспринимает эти предметы почти инстинктивно, но вам надо сначала
автоматизировать ваше восприятие, сознательно на все обращая внимание, пока это не войдет в
привычку, не станет вашей второй натурой. Изучайте дорожные, туристские и обыкновенные
карты и совершайте в уме путешествия по железной дороге, водя пальцем по карте.
Если вы живете в большом городе, тщательно изучите его план. Начните с какой-нибудь точки
на карте и идите к намеченному месту, запоминая названия улиц и переулков, по которым или
мимо которых проходите. Но при этом не теряйте представления о направлении, в котором
держитесь. Совершите тот же путь обратно, сворачивая там, где нужно.
Совершите еще раз ту же прогулку (по карте), но другим путем. Удивительно, как подобное
упражнение обостряет чувство местности и направления! Будьте внимательны ко всему!
Хорошо бы даже выучить наизусть карту целиком или хотя бы часть ее. Постарайтесь
нарисовать ее в общих чертах и указать на ней возможно больше интересных пунктов. Затем
прибавьте постепенно частности. Цель этого рисования — тренировка внимания.
3. Чтобы воспитать наблюдательность в отношении лиц и их черт, следует изучать
встречающихся вам людей. Если они чем-то заинтересовали вас, отмечайте характерные детали в
их внешности. В это время нужно постоянно думать: «Я узнаю вас в следующий раз, как только
увижу». Эта мысль побудит волю приобрести ясное и отчетливое впечатление.   Поупражняйтесь
затем в запоминании лиц встречающихся людей, представляя себе умственно их образ.
Упражнение 7-4. Практические занятия.
1. Да, табуретка у нашего «умельца» не получилась. Впрочем, оглядев свое творение с разных
сторон, он увидел пять букв, из которых сложилось его имя (рис. 22). Как же зовут этого горе-
мастера?
     2. Летела стая гусей. Попадается ей навстречу гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» Они
ему отвечают: «Нас не сто гусей, а вот если бы еще столько, да полстолько, да четверть столько,
да ты бы, гусь, с нами, то и было бы нас сто гусей» (рис. 23).
Сколько их летело?
Решение задач смотрите в приложении 5.
Hosted by uCoz