Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 76 
Next page End  

На основе проведенных к настоящему времени многочисленных
исследований репродуктивного поведения в нашей стране и во многих
других странах сложились определенные концепции, объясняющие причины
развития массовой малодетности. Эти причины обусловлены историческими
изменениями функций семьи в обществе и изменением роли детей в семье.
В прошлых аграрных обществах семья была производственной
ячейкой, отношения между членами семьи во многом определялись
производственными факторами. Дети имели значение для родителей как
работники, помощники в хозяйстве, его наследники, воины-защитники
хозяйства. Большое число детей способствовало благосостоянию семьи
(рода, племени), росту авторитета родителей в общине. Семья выполняла,
кроме того, важную посредническую роль между ее членами и обществом.
После промышленной революции XVIII в., по мере развития
индустриальной цивилизации, все вышеназванные роли постепенно
переходят от семьи к другим социальным институтам. Происходит
поляризация семейных и внесемейных интересов и способов
жизнеобеспечения. Постепенно полезность детей для родителей снижается
до 1—2.
Это тот оптимум, который позволяет родителям сочетать
удовлетворение потребности в родительстве с удовлетворением других
потребностей (в труде с целью заработка, в социальном продвижении, в
отдыхе и т.п., все в основном — вне семьи). Дети постепенно теряют свою
экономическую полезность и начинают удовлетворять в основном лишь
эмоциональные потребности родителей, для чего в большинстве случаев,
очевидно, достаточно именно 1—2 детей.
В результате возникает противоречие между репродуктивными
интересами семьи и общества. Общество не может длительно существовать
(физически) без довольно большой доли семей с тремя и более детьми, в то
время как большинство семей уже не имеет потребности в таком их числе.
Для преодоления этого противоречия недостаточно лишь мер «социальной
поддержки» семей, экономической помощи отдельным семьям: пособий,
льгот и т.п. Эти меры способны повысить рождаемость, но лишь до уровня
желаемого числа детей в семье. Однако, если это желаемое число детей
сократилось до величины, не достигающей даже уровня простого
воспроизводства населения (как это и произошло уже в России), то одних
экономических мер поддержки становится недостаточно. Необходимо так
изменить всю культуру, весь образ жизни, чтобы полезность детей для
родителей в количественном аспекте повысилась до общественно
необходимого уровня. Только в этом случае совпадут репродуктивные
интересы семьи и общества.
В свете теории демографического перехода по-иному выглядит
пресловутый «парадокс» обратной связи между условиями жизни и
рождаемостью. Конечно, никакого парадокса тут нет. Хорошие условия
жизни сами по себе не могут подавлять потребность в числе детей. Здесь
«здравый народный инстинкт» нас не подводит. Однако в новой системе
ценностей индустриальной цивилизации, которая является неизбежным
результатом развития промышленности и универсальной индустриализации
всех сторон образа жизни, при которой все больше социальных ценностей
носит внесемейный характер, функционирует вне семьи и помимо нее, когда
рост доходов, уровня образования, социальное возвышение и престиж, в
общем, — улучшение всех сторон жизни — является результатом все
Hosted by uCoz