Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 96 
Next page End  

затрудненном понимании друг друга. В таком коллективе люди готовы к любым неприятностям,
поэтому очень ценят мимолетные проблески успокоения и расслабленности. В таком коллективе умеют
постоять за себя, резко делят людей на «своих» и «врагов». Эта зажатость и постоянное эмоциональное
напряжение приводят к консерватизму, неверию в свои силы и стремлению выжить в одиночку.
Преимущество такого коллектива в том, что он тренирует людей «выживать» в тяжелых ситуациях.
4. Интегрирующее отношение Суперэго (уравнительность)
В уравнительном коллективе отношения складываются по принципу баланса сил. Любые
усиления тех или иных людей или группировок приводят к немедленным реакциям восстановления
нарушенного равновесия. Атмосфера такого коллектива пронизана дипломатической игрой,
переговорами, обещаниями, их невыполнением и всяческими временными компромиссами.
Периодически в нем разгораются кратковременные ссоры и недоразумения, которые регулируются
путем позиционного торга. Люди относятся друг к другу с недоверием, с мыслью о том, что каждый
преследует свои эгоистические цели.
Воспитательные коллективы
Социоанализ рекомендует создавать эти коллективы для воспитания членов, их личностного
роста, самосовершенствования. Частично они подходят для исследовательско-познавательных целей, но
совершенно неэффективны для производственной, коммерческой деятельности и активного
физического отдыха. На эту разновидность человеческих групп следует обратить особое внимание
педагогам, так как в них раскрывается самое эффективное средство воспитания личности —
непрекращающееся воздействие всей атмосферы межличностного общения позитивного характера.
1. Интегрирующее отношение Контракт (прием социального заказа)
В подзаказном коллективе царит отношение избранности, веры в значимость выполняемого дела,
миссионерства. Члены коллектива искренне считают, что на их долю выпал редкий жребий быть
проповедниками каких-то индивидуальных, очень ценных идей и никогда не изменять своим
убеждениям. К посторонним людям они относятся, словно учитель к ученикам — сверху вниз,
недооценивая их, пытаясь «обратить в свою веру». Болезненно реагируют, если их миссию отвергают,
поступки искажают, а над их целями смеются.
2. Интегрирующее отношение Ревизия
Ревизующий коллектив критически относится к разного рода смелым, нестандартным идеям,
особенно тем, которые разрушают сложившуюся этическую атмосферу отношений в нем. Его
участники отмечают для себя все нравственные пороки — непорядочность, безразличие и
беспринципность среди людей. Однако заставляют себя прощать провинившихся, вырабатывают в себе
умение принимать людей такими, какие они есть. Окружающий социум платит такому коллективу тем
же — указывает на нетребовательность к себе, бездеятельность и самоуспокоенность.
3. Интегрирующее отношение Родственность
В родственном коллективе участники действуют схожими методами, хотя и преследуют разные
цели. Наблюдается тенденция давать советы друг другу, обсуждать запутанные этические ситуации.
Однако настоящей психологической близости в родственном коллективе не возникает, каждый в
конечном итоге надеется сам на себя. В экстремальной обстановке все же происходит сплочение на
основе стремления сохранить родственный стиль жизни. Участники родственного коллектива
любопытны, имеют различные интеллектуальные увлечения. Культивируются бескорыстные дружеские
связи. Однако с окружающим социумом устанавливаются напряженные, конкурирующие отношения с
частой сменой симпатий и увлечений.
4. Интегрирующее отношение Мираж
Hosted by uCoz