Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 58 
Next page End  

выводах  современных историков есть  хоть  малейшая  крупица  истины, то  мы
должны   признать,  что   нить,   которую   мы  рассчитывали  протянуть   от
предположения  о  Моисее-египтянине,  порвалась  вторично  и  на  этот  раз,
кажется, без всякой надежды снова ее связать.
     V
     Тем  не  менее  неожиданно,  сам  собой, открывается выход и  из  этого
тупика.  Попытки  увидеть в  Моисее историческую  фигуру (а не  просто жреца
Кадеша) и  вернуть ему его традиционную славу  продолжались и после Мейера -
Грессманом и  другими  историками. В 1922  году  Эрнст Селлин ("Моисей и его
значение") сделал открытие  решающего значения. Он обнаружил в книге пророка
Осии  (вторая  половина восьмого века до н.  э.) безошибочные следы  давнего
предания, которое свидетельствовало, что основатель еврейской религии Моисей
был  свержен и убит во  время  восстания своим  жестоковыйным  и  строптивым
народом.  Одновременно  религия,  которую  он  основал,  была заброшена. Это
предание  встречается  не  только  у  Осии;  оно повторяется  у  большинства
пророков;  Селлин   считает  даже,  что  именно  оно  легло  в  основу  всех
последующих ожиданий Мессии. Ближе к концу вавилонского изгнания в еврейской
среде возникла надежда, что этот жестоко замученный человек, Моисей, вот-вот
вернется из загробного мира и выведет свои раскаявшийся народ, - а возможно,
не только этот народ,  -  в страну вечного блаженства. (Обсуждение буквально
ощутимой здесь параллели с Основателем другой религии не входит в круг наших
теперешних рассуждений.)
     Естественно,  я не  полномочен решать,  правильно ли истолковал  Селлин
соответствующие  места  из Пророков. Но  если  он прав,  то обнаруженное  им
предание  следует признать исторически достоверным, - ибо  такую  историю не
имеет  смысла придумывать,  для  этого нет  никаких очевидных причин. А если
указанные  события  действительно произошли,  легко понять, что их хотели бы
предать забвению. Мы вовсе не обязаны принимать на веру все детали предания.
К примеру, Селлин полагает, что местом происшествия был  Шиттим к востоку от
Иордана; мы, однако, увидим, что это не согласуется с нашими рассуждениями.
     Примем предположение Селлина,  что египтянин Моисей был убит евреями, а
основанная им религия -  заброшена.  Это позволяет нам продолжить нить наших
рассуждений, не вступая в противоречие с надежными результатами исторических
исследований. Однако  в других  аспектах мы  рискнем  пойти  независимым  от
историков путем.  Нашим исходным пунктом остается  Исход  из Египта. По всей
вероятности,  вместе с Моисеем страну покинуло  значительное число  людей, -
маленькая   кучка  не  удовлетворила  бы  амбиции   этого   человека  с  его
грандиозными планами. Видимо, иммигранты  пробыли в стране достаточно долго,
чтобы превратиться в многочисленный народ.  Мы однако не  очень  удалимся от
истины,  если  предположим,  вслед  за большинством  исследователей,  что  в
египетском рабстве находилась  лишь часть  тех племен,  которые впоследствии
составили  еврейский  народ.  Иными  словами,  племя,  вышедшее  из  Египта,
объединилось затем с другими, родственными ему племенами, которые жили между
Египтом  и  Ханааном.  Этот  союз, из  которого  родился  народ Израиля, был
скреплен  принятием новой,  общей для  всех племен  религии  Ягве;  согласно
Мейеру, это  произошло в  Кадеше под влиянием  мидианитов. После этого народ
почувствовал себя достаточно сильным, чтобы предпринять вторжение в  Ханаан.
Такая  последовательность событий  не согласуется  с  предположением,  будто
поражение Моисея  и  его религии произошло в Шиттиме, к востоку от Иордана -
эта катастрофа должна была случиться задолго до объединения племен.
     Несомненно,  еврейский народ образовался из  множества весьма различных
составных частей,  но  главное различие пролегало  между теми,  кто  испытал
египетское рабство  и все  последующие события,  и всеми  остальными. В этом
плане можно сказать, что народ образовался из двух частей, и это согласуется
с тем, что некоторое время  спустя он распался именно на две части - царство
Израиля  и царство Иуды. История любит  такие повторения, в которых  прежние
союзы распадаются, а прежние различия снова выходят на первый план. Наиболее
впечатляющий  и хорошо известный пример тому дала Реформация, которая спустя
тысячу лет снова выявила границу между  той Германией, что  была под властью
Hosted by uCoz