Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 58 
Next page End  

римлян, и той, которая всегда оставалась независимой. В  случае евреев мы не
можем подтвердить столь  же судьбоносное воспроизведение прежнего  положения
вещей.  Наши  сведения  о  тех  временах  слишком скудны,  чтобы  обосновать
предположение, будто северное  Царство состояло из давних жителей Палестины,
а южное - из вернувшихся из Египта; но и в этом  случае более поздний распад
не мог  не быть связанным с предшествующим объединением.  Выходцев из Египта
было,  видимо,  меньше, чем  остальных,  но  они  стояли  на  более  высоком
культурном  уровне.  Они оказали более значительное  влияние на  последующую
судьбу народа, потому что принесли с собой традицию, которой у тех не было.
     Вероятно, они принесли с собой  кое-что  еще, хоть и не столь ощутимое,
как  традиция. Одна из  величайших загадок древнееврейской истории связана с
появлением левитов. Говорят, что  они принадлежали  к  одному из  двенадцати
колен  израилевых, колену Леви, но  ни в одном предании нет и  намека на то,
где  проживало это племя  первоначально и какая часть  завоеванного  Ханаана
была  ему  отведена.  Левиты  занимали самые  важные посты и  в то  же время
отличались от жрецов. Левит - не обязательно священник; но это и не название
касты.  Наше толкование Моисея подсказывает нам объяснение. Нельзя поверить,
что такой знатный человек, как Моисей, пришел к чужому народу без  свиты. Он
должен был привести с собой своих ближайших людей,  писцов, слуг. Это и были
первые левиты.  По библейской традиции Моисей и  сам левит. Но тут  в Библии
ощущается явное  искажение истинного положения дел: в  действительности, это
левиты  были  людьми  Моисея.  Такое предположение подкрепляется  фактом, на
который  я  указывал  в  своем предыдущем  эссе:  в  более  поздние  времена
египетские имена встречаются только среди левитов. Можно  предположить,  что
какое-то число этих моисеевых спутников избежало судьбы вождя и его религии.
Впоследствии  их  численность возросла, и они  смешались  с  народом,  среди
которого жили,  но  остались  по-прежнему  верны своему хозяину,  чтили  его
память и сохраняли его учение. Ко времени  союза с последователями Ягве  они
составляли влиятельное меньшинство, культурно превосходившее всех прочих.
     Я допускаю, - и это  пока только  допущение,  - что за время от падения
Моисея и до принятия религии в Кадеше миновало два поколения, то есть прошло
около  столетия. У меня нет возможности определить, когда  произошла встреча
"неоегиптян"  (как я  буду  называть  вышедших  из  Египта)  с  их  кровными
родственниками  -  до или после  того, как  те  приняли религию Ягве. Это не
влияет на конечный результат. То, что произошло в Кадете, было компромиссом,
в котором безошибочно угадывается роль, сыгранная племенем Моисея.
     Здесь мы  опять должны привлечь на помощь обычай обрезания, который уже
сослужил нам немалую службу. В религии Ягве этот обычай превратился в закон,
и  поскольку он неразрывно связан  с Египтом, узаконение  его означает некую
уступку людям Моисея. Они -  или левиты  среди них - не хотели отказаться от
этого  символа своей  посвященности. Они хотели  сохранить от своей  религии
хотя  бы  это  и в обмен  готовы были  признать новое божество  и  все,  что
говорили о нем мидианитские жрецы. Возможно, они сумели выторговать и другие
уступки.  Я  уже  упоминал,  что  еврейский ритуал предписывает определенную
сдержанность в употреблении  имени Бога.  Вместо Ягве нужно говорить Адонай.
Очень соблазнительно привлечь и эту заповедь как свидетельство, но это будет
всего  лишь  догадка. Запрет  на произношение  имени Бога,  как известно,  -
древнее табу. Почему оно было возобновлено в еврейских заповедях, не  вполне
ясно; не исключено,  что это случилось под влиянием нового фактора  - памяти
об  Атоне. Нет оснований думать, что эту заповедь выполняли очень уж строго:
слово Ягве  свободно употребляется  при  образовании множества  богоподобных
имен, вроде Иоханан, Йохи, Иошуа. Тем  не менее есть нечто особенное в  этом
слове.   Как  известно,  исследователи   Библии  различают   два   источника
Шестикнижия  -  так называемых  "Ягвиста"  и "Элогиста", потому  что  первый
употребляет  священное имя Ягве, а второй - Элогим. Конечно, Элогим - это не
Адонай, но  мы  позволим  себе  привести  тут  цитату  из  Хьюго  Грессмана:
"Различие имен - явное свидетельство первоначального различия богов".
     Мы  приняли,  что узаконение  обряда обрезания является  свидетельством
компромисса  при  основании  новой  религии  в  Кадеше. В  чем  состояла эта
религия, говорят нам оба источника, "Я" и "Э"; их свидетельства совпадают, а
Hosted by uCoz