Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 58 
Next page End  

неизменно  характеризовал   себя  в   надписях  как  "идущего   путем  Маат"
(справедливости, правды). В дальнем плане не так  уж важно, что евреи  очень
скоро отошли от  учения Моисея и разделались с ним самим. Традиция осталась,
и постепенно, в ходе веков, привела к тому, чего не дано было достичь самому
Моисею. Бог Ягве, которому, со времен Кадеша, приписывалась моисеева заслуга
освобождения  народа,  присвоил себе незаслуженную славу; но  этот узурпатор
дорого поплатился. Тень бога, место которого он  захватил, оказалась сильнее
живого  Ягве,  и  в  итоге исторического развития забытый  было моисеев  Бог
окончательно вытеснил  божество  вулкана.  Нет сомнений,  что только вера  в
этого  другого  Бога  позволила  народу  Израиля  вынести  все  испытания  и
сохраниться до наших времен.
     Теперь  уже  невозможно   определить,  какую   роль  сыграли  левиты  в
окончательной победе  моисеева Бога  над Ягве. Когда заключался компромисс в
Кадеше, они возвысили свой голос за Моисея, воспоминания о котором  еще были
свежи  в  их  памяти. В  последующие  века левиты слились с  народом  или со
жрецами и  их  главной  обязанностью  стало соблюдать и осуществлять ритуал,
хранить священные  тексты и переписывать их в соответствии с надобностью. Но
разве жертвоприношения  и церемонии не были по  сути своей той  самой черной
магией,  которую безоговорочно  отвергало прежнее  учение  Моисея? И вот  из
толщи  народа  возникла нескончаемая череда людей, не всегда прямых потомков
первых  левитов, - людей, увлеченных  исподволь  растущей, великой и  мощной
традицией, и именно эти  люди, пророки, стали  усердно проповедовать древнее
моисеево учение: Бог  отвергает все  ритуалы  и жертвоприношения, он требует
только  веры  и жизни по справедливости и не по лжи (Маат). Усилия  пророков
увенчались непреходящим успехом: проповедь, в которой они воскресили древнее
учение,  навечно стала содержанием еврейской религии. Таким образом, заслуга
еврейского народа, сумевшего сохранить от  гибели такую  традицию и породить
пророков,  давших ей выражение,  сама  по себе достаточно велика,  даже если
первый толчок был дан извне, великим пришельцем.
     Вся эта трактовка событий могла  бы породить разочарование,  когда б не
благодарная  возможность сослаться  на  мнение  других,  более  авторитетных
исследователей, которые  трактуют  роль  Моисея  в истории еврейской религии
точно  в  том  же  плане, что и  я,  хотя  и  не  признают  его  египетского
происхождения.  Селлин,  например,  говорит:  "Таким  образом  мы видим, что
подлинная  религия  Моисея,  его  вера  в  единого этического  Бога,  отныне
становится достоянием небольшого круга людей среди  его народа. Нелепо сразу
же искать ее следы  в официальном  культе, в  религии жрецов, в общенародных
верованиях.  Все,  чего  можно  ожидать, - это  рассеянных  там  и сям  искр
зажженного им духовного пламени; его идеи не погибли, в исподволь продолжали
влиять на убеждения и обычаи, пока  наконец, раньше или позже,  в результате
подходящих  событий  или   под   воздействием  какой-то  личности,   глубоко
уверовавшей   в  них,  они  не  вышли  наружу  с  еще  большей  силой  и  не
восторжествовали в  умах  широких народных масс. Раннюю  религиозную историю
давних  израильтян следует  рассматривать  именно под  таким  углом  зрения.
Восстанавливать   Моисееву  религию   по   тем  данным,  которые  имеются  в
исторических  описаниях  религии  первых  пяти   ханаанских  веков  было  бы
величайшей методологической  ошибкой".  Пауль Вольц  высказывается еще более
категорично: "Дерзновенный труд Моисея поначалу вряд ли был вообще понят,  и
его учение  с трудом пробивало себе дорогу, с течением столетий все глубже и
глубже проникая в  души,  пока,  наконец, не воспламенило великих  пророков,
которые продолжили дело одинокого основателя".
     И поскольку моей единственной целью было найти место египетского Моисея
в схеме еврейской истории, я могу на этом закончить. Теперь можно свести все
наши выводы в одну  кратчайшую  формулу: хорошо  известная  дуальность  этой
истории  - слияние  двух народов в  один;  два  царства, на которые он потом
разделяется; два  имени Божества в библейских  источниках,  одно  из которых
сначала вытесняется другим, а затем победоносно возвращается; два основателя
религии с  одним и тем  же именем  Моисей,  которых нужно отличать  друг  от
друга,  - все это  является неизбежным  следствием самой первой  дуальности:
одна  часть народа  прошла  через событие,  которое  верно  было  бы назвать
травматическим испытанием, тогда как другая была от него избавлена. Конечно,
Hosted by uCoz