Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 58 
Next page End  

     Замечательно, однако,  что так не произошло; важнейшие последствия этих
событий проявились намного  позже и с  течением  веков  постепенно проложили
себе дорогу  к самовыявлению. Непохоже, чтобы бог Ягве  так уж отличался  от
богов соседних  народов и племен; верно, он  враждовал с другими богами, как
враждовали друг с другом сами племена, но можно без опаски предположить, что
тогдашний  поклонник  Ягве и  не подумал бы усомниться в существовании богов
Ханаана,  Моава, Амалека, как не сомневался он в существовании поклонявшихся
им племен.  Монотеистическая  идея, вспыхнувшая  во  времена Эхнатона,  была
снова  забыта и  осуждена  долго  таиться  во  мраке.  Раскопки  на  острове
Элефантина,    вблизи   первого   нильского   порога,   дали   поразительное
свидетельство, что  существовавшая там столетиями  еврейская военизированная
колония поклонялась в своих  храмах  не только главному богу Йаху, но еще  и
двум женским  божествам, одно из которых называлось Анат-Йаху.  Впрочем, эти
евреи  были  отрезаны  от  своей  страны  и  не  прошли с ней ее религиозное
развитие;  они  узнавали   о  новых  церемониальных  правилах,   принятых  в
Иерусалиме, через персидское правительство (пятый век до н. э.). Возвращаясь
к  более ранним  временам,  мы можем  с  уверенностью  утверждать, что  Ягве
совершенно не походил  на моисеева  Бога.  Атон  был Богом  мира - как и его
представитель, а точнее  - земное воплощение, фараон Эхнатон, который, сложа
руки,  взирал,  как  распадается созданная его предками  империя.  Племенам,
которые  намеревались  покорить  новые земли,  несомненно,  больше  подходил
яростный Ягве. И вообще, все, что заслуживало преклонения  в моисеевом Боге,
превосходило умственные способности этих примитивных людей.
     Я   уже  упоминал,   и   в  этом   меня   поддерживают   мнения  других
исследователей, что главной особенностью  еврейской религии была постепенная
утрата богом Ягве его первоначального  характера и  все большее  уподобление
старому богу Моисея, Атону. Конечно, различия оставались, и на первый взгляд
они могут показаться существенными; но они легко объяснимы. Атон  утвердился
в  Египте  в  блаженные  времена безопасности, и  даже когда  основы империи
зашатались, люди все еще могли отрешаться от земных забот, продолжая славить
Бога  и  наслаждаться  Божественным   творением.  Еврейскому  народу  судьба
уготовила  суровые испытания и тяжкие удары, поэтому  его  Бог стал суровым,
безжалостным и, так сказать, угрюмым.  Он сохранил  характер  универсального
Бога, правящего землями и народами, но Его переход от Египта к  евреям нашел
отражение  в  дополнительной  доктрине,  что  евреи -  Его  избранный народ,
который  в  конце  времен  получит  особое  вознаграждение  за  свои  особые
обязательства.  Думается,  евреям  было  нелегко  согласовать  веру  в  свою
избранность всемогущим Богом и выпавшие на их долю ужасные испытания. Но они
не  позволили  сомнениям  возобладать,  они  заглушили  недоверие  усиленным
чувством  вины и  под  конец, возможно,  уверовали  в  "непостижимость  воли
Господней",  как  верят  и по  сей день  все религиозные  люди. Если  они  и
недоумевали,   почему  Он   дозволяет   все  новым  тиранам   -  ассирийцам,
вавилонянам,  персам  - покорять  и угнетать Его народ,  то  затем  находили
подтверждение  Его  могущества  в том,  что  все  эти коварные  деспоты были
побеждаемы  следующими, а их  империи постигала одна и  та  же  участь. Этот
более  поздний еврейский Бог  уподобился Моисееву  в трех важнейших пунктах.
Первым  и главным было то, что  Он действительно считался  единственным и не
давал даже  помыслить о  существовании других богов. Монотеизм  Эхнатона был
всерьез воспринят  всем  народом;  по существу, этот народ так прилепился  к
монотеизму,  что  вера  в единого Бога стала  основным содержанием  всей его
интеллектуальной жизни, вытеснив любые другие интересы. В этом вопросе народ
и священники, ныне возглавившие  его,  были заедино; но священники,  которые
ограничили свою деятельность разработкой церемоний богослужения, оказались в
оппозиции  к  сильному  народному стремлению  возродить  две другие доктрины
Моисея. Голоса пророков  безустанно  твердили, что Бог отвергает церемонии и
жертвоприношения  и  не  требует  ничего, кроме  веры  в  Него  и  жизни  по
справедливости  и  правде.  Прославляя  простоту и  святость  своей  жизни в
пустыне, пророки, несомненно, следовали влиянию идеалов Моисея.
     И тут самое время задать  вопрос, нужно  ли вообще упоминать о  влиянии
Моисея  на  окончательные  формы  еврейской идеи  Бога;  нельзя ли  обойтись
предположением   о  самопроизвольном  развитии  высшей   духовности  в  ходе
многовекового  становления культуры? В  связи  с таким объяснением,  которое
Hosted by uCoz