Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 58 
Next page End  

     "Моисей  и монотеизм"  появился на  немецком языке в Амстердаме в марте
1939  года,  и в  день получения  авторских экземпляров Фрейд написал  Гансу
Захсу: "Моисей сегодня  появился здесь в двух экземплярах.  Мне кажется, это
достойный  уход". Однако Цвейгу (в числе самых немногих) он  признавался и в
другом, видимо сожалея, что опубликовал книгу в столь ужасное для  еврейства
время: "Именно теперь,  когда  у них все отнято,  мне довелось  отнять у них
самого великого их человека"
     "Моисеи и монотеизм"  был  расценен  широкими  кругами  -  и не  только
ортодоксальным  еврейством - как одна из самых неудачных фрейдовских  работ.
Очевидная  причина этого состояла  в хаотической  структуре,  сложившейся  в
результате  особенностей  ее  написания,   редактирования  и  переписывания.
Возраст также  налагал  свои ограничения...  Однако  в  главной  своей части
книга, как ни  странно, лучше вынесла  нападки  исследователей  Библии,  чем
упреки  биологов.  Ибо  в ней, в  отличие от  'Тотема  и табу",  отвергаемое
биологией  ламарково  "наследование  приобретенных  признаков"   не   только
составляло  неотъемлемую  часть  аргументации,  но  и   объявлялось  главной
причиной многовекового сохранения чувства вины  в  еврейской  истории, якобы
передаваемого из поколения в поколение.
     Фрейду  оставалось  жить  всего  шесть  месяцев...  Весь  сентябрь  его
состояние продолжало ухудшаться. Он почти не мог есть, пить  и спать*. Утром
21 сентября, когда  Шур** сидел у его  кровати,  Фрейд  сказал ему: "Дорогой
Шур, вы наверняка помните наш первый разговор. Вы тогда обещали не оставлять
меня, когда наступит конец. Теперь мне  не осталось ничего, кроме пытки, и я
не вижу смысла продолжать".
     Шур  не  забыл... "Когда  он  снопа пиал  в  беспамятство,  -  писал он
позднее, - я ввел ему дна кубика морфия. Вскоре он почувствовал облегчение и
мирно заснул.  Через  двенадцать  часов я повторил эту дозу. Силы  его  были
настолько исчерпаны, что он впал в кому и  больше уже не просыпался. Он умер
в три часа утра 23 сентября 1939 года..."
     (Из книги Рональда Кларка "Фрейд: человек и его дело")
     * Начиная  с 1923  года, когда у него  был  обнаружен рак  полости рта,
Фрейд перенес  33  тяжелейших  операции, последнюю - в августе 1939 года,  в
Лондоне, за месяц до  смерти, которая последовала  в возрасте 83 лет. (Прим.
переводчика.)  **  Макс  Шур  в течение  одиннадцати лет  был личным  врачом
Фрейда. (Прим. переводчика.)
     Часть 1. МОИСЕЙ КАК ЕГИПТЯНИН
     Лишить народ человека, которого он прославляет как величайшего из своих
сынов, -  не  из  тех  поступков,  на  которые  решаешься с  легким сердцем,
особенно если сам принадлежишь к этому народу. Никакие  соображения, однако,
не  заставили  бы  меня  отказаться   от  истины  в  пользу  так  называемых
"национальных интересов". Тем более что в данном случае разъяснение истинной
стороны проблемы может лишь углубить понимание сути этих интересов.
     Этот человек  Моисей, освободитель народа, даровавший ему его религию и
законы,  жил в такие отдаленные  времена, что первым делом возникает вопрос,
существовал  он   вообще  или   является   легендарной  фигурой.   Если   он
действительно жил, то это было в XIII-XIV  веках до  н.  э.; сведения  о нем
содержатся  только  в  еврейских священных  книгах  и  еврейской  письменной
традиции.  Огромное большинство  исследователей,  хотя  и без  окончательной
исторической  уверенности,  считает,  что Моисей действительно существовал и
что  исход из Египта,  который он возглавил, действительно  имел  место. Эти
историки  не без  основания  утверждают, что вся последующая судьба  Израиля
просто  не  может быть  понята,  если с  этим не  согласиться. Наука сегодня
вообще стала более осторожной и относится к традиции с большим доверием, чем
на заре исторических исследований.
Hosted by uCoz