Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 58 
Next page End  

правилами. Последующее  развитие  религии может быть очерчено здесь  лишь  в
самом  общем  виде.  Несомненно,  оно  происходило  параллельно  культурному
развитию человечества и изменениям в его социальных институтах.
     Следующим шагом  после тотемизма было очеловечивание существа, которому
поклонялась орда. Место  животных заняли человеческие боги,  связь которых с
тотемом все еще достаточно прозрачна: либо эти боги вообще изображаются, как
животные, либо сохраняют определенные  признаки животных; сам тотем-животное
может  стать атрибутом  такого  божества или  же  миф рассказывает, как  это
божество  побеждает именно то животное, которое в  действительности было его
предшественником.  В какой-то период - трудно сказать, когда (возможно - еще
до появления мужских богов) - появляется культ  великих богинь-матерей;  они
долго остаются объектом поклонения еще и потом, наряду с богами-мужчинами. В
это  время происходит  великая социальная  революция.  Матриархат  сменяется
возрожденным   патриархатом.  Верно,  новые  отцы  уже   не  достигают  того
всемогущества, что первобытный отец. Их  слишком  много, и они живут в более
многочисленном коллективе, чем вожаки первичной орды; им приходится, поэтому
ладить  друг  с  другом  и  подчиняться  социальным ограничениям.  Возможно,
богини-матери появились как раз тогда, когда матриархат был ограничен, чтобы
компенсировать  урон,  понесенный свергнутыми  с  трона  женщинами.  Мужские
божества появились поначалу  на  ролях  сыновей этих великих богинь,  и лишь
позднее они явно обретают черты отцов. Эти мужские божества политеистической
эпохи   отражают  в   себе   все   особенности  патриархальных  времен.  Они
многочисленны,  делят  между  собой  власть  и  порой  подчиняются  старшему
божеству. Но уже следующий шаг прямо ведет к  интересующему нас вопросу: это
возвращение   одного-единственного   бога-отца,   обладающего   безграничной
властью.
     Я  вынужден  признать,  что  этот  исторический  очерк  грешит  многими
пробелами и нуждается в  дальнейшем  подтверждении. Но  тот, кто назовет эту
реконструкцию  первобытной истории  слишком  фантастичной,  в  свою  очередь
погрешит  серьезной недооценкой  многочисленности  и  силы доказательств, на
которые она опирается. Многое из того, что вплетено в эту целостную картину,
доказано  исторически или даже сохранилось по сей день у  примитивных племен
(матриархат, тотемизм,  мужские группы); многое  другое обнаруживает себя  в
примечательных   воспроизведениях.   Нет   недостатка    в   исследователях,
удивлявшихся сходству между обрядом христианского  причастия (когда верующие
символически  поедают  плоть  и  кровь   их  Бога)  и  тотемным  пиршеством,
внутренний   смысл   которого    причастие,   в   сущности,   воспроизводит.
Многочисленные следы нашей забытой ранней  истории  сохранились в легендах и
сказках  различных народов, а психоаналитическое исследование духовной жизни
детей  принесло неожиданно  щедрые  результаты, заполнившие  лакуны в  наших
представлениях  о первобытных временах.  В нашей  реконструкции  нет  ничего
придуманного, ничего, что не покоилось бы на достаточно надежных основаниях.
     Предположим, что это представление о первобытной истории в целом верно.
Тогда  в  религиозных обрядах и доктринах  можно немедленно  распознать  два
элемента: с одной стороны, фиксацию на давней истории орды-семьи, с другой -
воспроизведение  и  возвращение  прошлого после  долгого  периода  забвения.
Именно  этот  второй  элемент доселе  не  был  замечен и потому - не  понят.
Проиллюстрируем его, поэтому хотя бы одним впечатляющим примером.
     Для этого стоит подчеркнуть, что всякое воспоминание, возвращающееся из
забытого, обладает  некой  особой силой,  производя ни с  чем  не  сравнимое
воздействие  на человеческие массы и порождая  непреодолимое  желание в него
поверить, против которого бессильны все  логические  аргументы. Эта странная
особенность  может   быть  понята   только   в   сравнении   с   навязчивыми
представлениями  в  случае  психотиков.  Давно  уже  установлено,  что такие
представления содержат элемент забытой реальности, которой  - по возвращении
-  приходится мириться  с искажением  и непониманием; стойкая  вера  людей в
такие представления порождена именно этим зерном истины, в них содержащимся,
и распространяется не только на него, но также и на те искажения, которые на
это  зерно  наслоились.  Наличие такого "зерна истины", - которое мы можем в
данном случае назвать исторической правдой - следует приписать и религиозным
Hosted by uCoz