Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 58 
Next page End  

"Вечной Истины". Доселе скрытая, эта Истина наконец-то воссияла людям и в ее
блеске  утонуло  все  то,  что  властвовало  над  умами  прежде.  Нельзя  не
согласиться, что  вот  тут мы  действительно видим, наконец, такую  причину,
которая по величию соразмерна со своим следствием.
     Я  был бы рад принять  это объяснение. Но меня останавливает следующее.
Эта   ссылка   на   неотразимую   привлекательность   Истины   основана   на
оптимистических   и   идеалистических  предположениях.   На  самом  же  деле
человеческий  интеллект  вовсе  не обнаруживает  такого уж хорошего  нюха на
истину, да и не проявляет такой уж пылкой готовности  ее принять.  Напротив,
весь  наш  прежний опыт говорит,  что интеллект легко  сбивается с истинного
пути, сам о том не подозревая, и нет для него ничего более привлекательного,
чем  то,   что  идет  навстречу  его  желаниям  и  иллюзиям  (независимо  от
"истинности"). Вот почему  приведенное объяснение нуждается в модификации. Я
готов  признать, что  ответ верующего  человека разъясняет привлекательность
монотеизма, но -  с поправкой:  древних  евреев привлекала в  монотеизме  не
столько некая "Вечная",  то  есть  метафизическая. Истина,  сколько - истина
историческая.  Иными словами,  я  не верю  в  то, что именуется  религиозной
истиной монотеизма,  то есть в существование единого и  всесильного бога, но
верю в истинность праисторического факта, припомнившегося евреям при встрече
с  монотеизмом  -  того  факта,  что  в  первобытные  времена  действительно
существовал  единый Отец, Вожак, Повелитель, который был возвышен  до уровня
божества. Другое дело,  что для возвращения в коллективную  память людей эта
историческая истина должна была явиться в замаскированном, ином по сравнению
с исходным виде, то есть как раз в виде "религиозной истины" Моисея.
     Мы уже говорили, что религия Моисея была  отвергнута и частично забыта,
а позднее  снова  вернулась в сознание народа - в  виде традиции,  Теперь мы
можем предположить,  что этот процесс сам по себе  был повторением  той цепи
событий, которая в  дни  Исхода привела к  принятию  религии  Моисея.  Когда
Моисей  предложил  евреям  концепцию Единого  бога,  это  не  было  для  них
абсолютно новой идеей, поскольку  воскрешало в  их памяти  первобытный  опыт
человеческой орды. Опыт этот давно исчез из их сознательных воспоминаний, но
в свое время был столь важным и  произвел - или, по крайней мере, подготовил
- такой грандиозный переворот в жизни первобытной орды, что оставил, иначе и
думать нельзя, некий постоянный след в человеческих душах, такое  же сильное
"воспоминание коллективного детства", как те, которые хранит устное предание
или традиция.
     Как я отмечал выше, ранние переживания людей проявляются позднее в виде
навязчивых привычек, хотя  сами эти переживания сознательно уже не помнятся.
Мне  представляется,  что  то  же  самое  справедливо  и  для  самых  ранних
переживаний  человечества  в  целом.  Одним  из  результатов такого  раннего
переживания и было  принятие евреями  концепции Единого бога. Концепцию эту,
несомненно, следует считать припоминанием -  разумеется, искаженным, но, тем
не  менее,  припоминанием. Как всякое  "возвращение подавленного",  оно тоже
имеет навязчивый  характер; ему попросту нельзя не поддаться. В  той мере, в
какой  историческая  правда  в  нем бессознательно  искажена,  видоизменена,
замаскирована, это припоминание может быть названо иллюзией;  но в той мере,
в  какой  с  помощью  этой  концепции действительно  возвращается  нечто  из
реального прошлого,  она должна  быть  названа истинной. Ведь индивидуальные
психические   иллюзии  тоже  содержат   зерно   истины:   сознание  больного
ухватывается именно за такое зерно и  благодаря этому некритически принимает
и всю систему иллюзий, на нем надстроенную.
     Та   первичная,  исходная   ситуация,   повторением  которой  -   через
тысячелетия - было провозглашение религии Моисея, а затем - через столетия -
окончательное принятие ее  евреями, была реконструирована мною в 1912 году в
книге "Тотем и  табу". Я использовал там некоторые теоретические рассуждения
Дарвина,  Аткинсона  и  в  особенности  Робертсона  Смита,  объединив  их  с
открытиями и гипотезами психоанализа. У Дарвина я заимствовал предположение,
что первобытные  люди изначально жили небольшими  ордами, каждая такая  орда
находилась под властью старшего  самца, который управлял ею с помощью грубой
и  жестокой  силы, присваивал себе всех  самок  и  подчинял или убивал  всех
Hosted by uCoz