Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 58 
Next page End  

молодых   самцов,   включая   собственных   детей.    Аткинсон   помог   мне
предположением,   что  патриархальная  система  была   сокрушена  восстанием
сыновей,  которые  объединились  против отца, свергли  его  и на  совместном
победном   пиршестве  съели  его  тело.   Наконец,  следуя  тотемной  теории
Робертсона  Смита, я  предположил,  что структуру первичной орды,  в которой
властвовал один  вожак-Отец, сменила структура  тотемистского клана братьев.
Чтобы ужиться друг с другом, братья-победители должны были отказаться от тех
женщин  орды, ради которых,  фактически,  убили  отца, и согласиться  ввести
экзогамию, то  есть "брак  на  стороне". После свержения власти  Отца  семьи
управлялись матриархально. Но Отец и  его воля не исчезли окончательно: Отца
заменило некое животное,  провозглашенное  тотемом-покровителем  клана;  оно
символизировало собой Предка (или предков вообще),  служило духом-хранителем
клана и его запрещено было касаться или убивать. Однако раз в году весь клан
собирался на совместное пиршество,  во время которого "сакральное"  тотемное
животное разрывали на  куски и пожирали. От участия в  таком пиршестве никто
не мог отказаться, ибо оно было  ни чем иным,  как символическим повторением
того самого отцеубийства, с  которого начались все новые социальные  законы,
моральные заповеди и тотемистская религия.
     9. Историческое развитие
     Я не  могу  воспроизводить здесь все  содержание  "Тотема  и табу",  но
считаю  необходимым  несколько  задержаться  на том долгом периоде,  который
отделяет  события,  которые,  по  моему  убеждению,  произошли в первобытные
времена,  от  момента торжества  монотеизма -  уже в  исторически  известное
время. После победы братского клана и установления матриархата, экзогамии  и
тотемизма начался  процесс,  который  точнее  всего  описать  как  медленное
"возвращение   подавленного  материала"   в   коллективную  память.   Термин
"подавленное"  я  употребляю  здесь не в его  строгом техническом смысле.  Я
понимаю  под ним  в  данном  случае  просто  нечто,  происшедшее  в  прошлом
человечества,  но стершееся и преодоленное в  жизни последующих поколений, и
именно этим подобное "подавленному материалу" в психической жизни отдельного
индивидуума.  Мы  не  знаем,  в  какой  психологической  форме  это  прошлое
сохраняется в коллективной памяти, пока его покрывает мрак. Не  так-то легко
перевести понятия индивидуальной психологии на  язык психологии масс, и я не
думаю, что  такой перевод  легче  будет  сделать,  если  мы введем концепцию
"коллективного  бессознательного" - ведь, фактически, содержание всего,  что
бессознательно, и так в той или иной мере  коллективно, то есть, принадлежит
человечеству  в  целом. Поэтому нам лучше рассчитывать на  помощь  аналогий.
Процессы в жизни народов, которые мы анализируем здесь, действительно сходны
с  теми,  которые известны  из индивидуальной психопатологии,  но все  же не
вполне  идентичны.  Точнее  было  бы  думать,  что  ментальный  остаток  тех
первобытных  времен превратился в  некое  коллективное психическое наследие,
которое легко  могло  пробудиться  в  любом следующем поколении,  даже и без
повторения  соответствующих  событий.  Такой  ментальный  остаток сходен,  к
примеру, с  речевой способностью, которая присутствует у каждого ребенка без
всякого специального обучения и наверняка является врожденной и одинаковой у
всех народов, несмотря на различие их языков.
     Возвращение подавленного происходит постепенно  и  все же  наверняка не
спонтанно,  а  под  влиянием  определенных  стимулов.  С  течением   времени
патриархат восстанавливается: отец  снова становится главой рода,  но теперь
он   уже  не   так   всемогущ,  как  вожак   первобытной  орды.  Пройдя  ряд
последовательных   и  очевидных  промежуточных   этапов,  тотем   постепенно
вытесняется подлинным  божеством.  Это божество,  имеющее уже антропоморфный
облик, поначалу все же сохраняет еще голову тотемного животного; позднее оно
может  время от времени  превращаться в это животное (как в греческих  мифах
Зевс  время от  времени принимает облик  быка).  Еще  позже бывшее  тотемное
животное становится попросту постоянным спутником данного божества и в  этом
качестве объявляется "сакральным", священным: порой миф приписывает божеству
победу в  бою с этим  животным,  - именно так в мифах на  этой ранней стадии
обожествления появляется фигура героя. Идея божества,  как Высшего Существа,
по-видимому, возникает  очень  рано, но  поначалу она еще  весьма  туманна и
лишена всякой связи  с насущными потребностями  человечества.  По мере того,
Hosted by uCoz