Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 58 
Next page End  

каждом одно и  то же и беззаботно отождествляют их друг с другом, безнадежно
запутывая  весь  пантеон.   Имена   одних   сочетаются   с  именами  других,
превращаясь,  порой  в   простые  эпитеты.  Так  во  времена   расцвета  так
называемого 'Нового  царства' главный бог города  Фивы  именовался  Амон Ра;
причем  в  этом  сочетании  первая  часть  означала  бараноголовое городское
божество.  А  вторая - ястребиноголового солнечного  бога из провинции Он. В
религиозных церемониях в  честь  всех этих богов (как и в повседневной жизни
египтян) широко использовались магические заклинания формулы и амулеты.
     Некоторые  из   этих  различий  можно  легко  объяснить  принципиальным
отличием  последовательного монотеизма от  безграничного политеизма.  Другие
явно связаны с разницей  в интеллектуальном уровне:  одна религия  близка  к
примитивной  другая  воспаряет к  вершинам  утонченной абстракции. Возможно,
именно  поэтому кажется иногда, что противоположность моисеевой и египетской
религий  является  чуть  ли  не  сознательной  и намеренно  подчеркнутой:  к
примеру, там, где одна сурово осуждает всякую магию и  колдовство, в  другой
они процветают в изобилии; а там где египтяне с ненасытным жаром создают все
новые  подобия  своих  богов  в  камне   глине  и  металле,  другая  религия
категорически  запрещает  творить любые  подобия живых или даже воображаемых
существ.
     Существует еще одно различие между этими двумя религиями,  в объяснение
которого  не  хотелось бы вдаваться. Ни один древний народ не  посвятил  так
много сил преодолению смерти, не предпринимал таких тщательных приготовлений
к загробной жизни, как египтяне:  не случайно самым популярным и неоспоримым
из египетских  богов  был  именно  Осирис, правитель иного  мира.  Напротив,
ранняя  еврейская  религия  начисто  отказывалась  от  бессмертия и  даже не
упоминала  о возможности загробной жизни. Это тем более примечательно,  что,
как показало последующее развитие, вера в такую жизнь  вполне  согласуется с
монотеизмом.
     Я надеялся, что, приняв египетское  происхождение Моисея, покажу, какой
это  проливает свет и  какие дальнейшие стимулы дает. И вот, первый же вывод
из  этого предположения о том, что религия, которую он  дал евреям, была его
собственной, египетской, - натолкнулся  на  различие да где там' - на полную
противоположность этих двух религий.
     II
     Но тут открывается новый  подход, основанный на одном странном факте из
истории египетской религии,  который  был обнаружен и  по достоинству оценен
лишь сравнительно недавно. Оказывается, можно  все-таки  думать,  что Моисей
дал евреям некую свою тоже египетскую религию - хотя это не обязательно была
господствующая религия Египта.
     Во времена  великой Восемнадцатой династии,  когда Египет впервые  стал
мировой державой примерно в 1375 году до н.э.,  на трон взошел некий молодой
фараон,  который поначалу  взял себе имя Аменхотеп (IV),  по  примеру своего
отца, а затем сменил это имя - да и не только одно  имя. Этот фараон задался
целью  навязать своим подданным  новую  религию,  которая отличалась  от  их
древних традиций и  всех знакомых обычаев. То был последовательный монотеизм
первый в  своем роде, насколько нам  известно, в  истории человечества, а из
этой  веры  в  единого  Бога  вытекала религиозная  нетерпимость,  неведомая
древним ни до, ни после того. Однако правление Аменхотепа продолжалось всего
семнадцать  лет;  вскоре после его смерти (в 1358  году) новая религия  была
отвергнута, а память о царе  еретике предана проклятию.  Развалины его новой
столицы построенной в честь единого Бога,  да надписи на могильных плитах  -
вот  и  все  источники, из  которых мы  узнаем то  немногое, что нам  о  нем
известно. Все связанное с этим необыкновенным, поистине уникальным человеком
вызывает величайший интерес. Новое всегда имеет корни в том, что  уже  было.
Корни   египетского  монотеизма  тоже   можно  с  определенной  уверенностью
проследить на некоторое  время вспять*. В жреческой  школе храма Солнца в Он
(Гелиополис)  издавна  развивалась   идея  универсального  божества  и   его
нравственных  законов.  Маат -  богиня  справедливости, правды  и  порядка -
Hosted by uCoz