Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 197 
Next page End  

подлинное удовольствие от жизни и у людей, часто испытывающих радость, бывает весьма активное
детское состояние Эго.
Говорят, что три состояния Эго составляют структуру личности, а диагноз состояний Эго
называется структурным анализом. В этом состоит обычно начальный этап анализа взаимодействий.
Действие начинается, когда два человека оказываются вместе. Эго каждого индивида может находиться
в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся наедине в
одной комнате, там в действительности присутствуют шесть лиц, каждое из которых может внезапно
проявиться.
Взаимодействие состоит из стимула со стороны одного человека и соответствующей реакции
другого. [То же называется связью; этот термин не имеет в анализе взаимодействий никакого иного
смысла, хотя приобрел в последнее время большую популярность.] Многие взаимодействия просты и
непосредственны, например:
Босс: Который час? (Стимул.)
Секретарша: Четыре часа. (Реакция.)
Это прямолинейное взаимодействие Взрослый — Взрослый. Однако ответ может исходить от
других состояний Эго, и тогда положение меняется.
Босс: Который час? (Стимул Взрослого.)
Секретарша: У вас не в порядке часы? (Реакция Родителя.)
Если босс настроен благодушно, то секретарша может сохранить свою должность еще на неделю;
однако он не получил ответа на свой вопрос, потому что она ему ответила, как ответил бы родитель
ребенку. Родительское состояние ее Эго взаимодействовало с его Ребенком. Его первоначальный стимул
Взрослого был пересечен ее реакцией, и они могли бы продолжать такой разговор сколь угодно долго,
причем босс так и не узнал бы время.
Босс: Я забыл их дома. (Ребенок.)
Секретарша: Ну и рассеянны же вы. (Родитель.)
Босс: Знаете, я так торопился. (Ребенок.)
И так далее.
Другая возможность состоит в том, что секретарша ответит на взрослый стимул босса реакцией
Ребенка, например:
Босс: Который час? (Взрослый.)
Секретарша: Как вам хочется узнать это! (Ребенок.)
За этим может последовать немало интересных взаимодействий, но, по-видимому, босс узнает
время значительно позже.
Как видно из предыдущего примера, поведение людей не всегда соответствует их общественному
положению. На социальном уровне босс остается боссом, но психологически он может быть маленьким
мальчиком или партнером в игре. Взаимодействия могут принимать еще более сложный и скрытый
характер, чем в предыдущем примере, и многие из читателей смогут припомнить ситуации, в которых
человек ведет разговор на одном уровне и одновременно — скрытое взаимодействие на другом.
Скрытые взаимодействия на двойном уровне порождают игры.
Игра отличается тремя характерными особенностями: во-первых, имеется упорядоченная
последовательность взаимодействий; во-вторых, имеется подвох (это значит, что взаимодействия
происходят на двойном уровне, и один из этих уровней скрыт от другого); и, в-третьих, имеется
выигрыш. Лишь при этих условиях удовлетворяется определение игры, принятое в анализе
взаимодействий.
Прежде всех была открыта игра под названием «Почему Бы вам Не; Да, Но». Главные ее черты
хорошо изучены анализом взаимодействий; из следующего примера видно, как она была разыграна в
одной терапевтической группе:
Гарри: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?
Мери: Почему бы вам не начать ее сегодня же вечером?
Гарри: Да, но я не спал вчера всю ночь.
Ларри: Почему бы вам не начать тогда завтра?
Гарри: Да, но мне надо идти в химическую лабораторию.
Hosted by uCoz