Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 197 
Next page End  

Другие распространенные развлечения — «Ассоциация родителей и учителей», обычно
разыгрываемые матерями, имеющими детей школьного возраста; «Все из-за него» (следует имя мужа);
«Погода», излюбленное развлечение в сельских общинах; «А были ли вы в...» (каком-нибудь необычном
месте); у подростков: «Принимал ты когда-нибудь» (какое-нибудь необычное лекарство); у пожилых:
«Что вышло из...» (старого знакомого или прежней знаменитости) и так далее. Читатель припомнит
другие виды развлечений на вечеринках, где он присутствовал. Развлечения удобны также и в том
отношении, что они могут служить отправным пунктом для устройства игр, давая возможность
любителю игр подыскать себе подходящих партнеров. [Группы для проведения анализа взаимодействий
желательно составлять из людей самых разнообразных профессий, возрастов, биографий, страдающих
разными болезнями, чтобы они не втягивались в одни и те же развлечения.]
Игры также заполняют время и доставляют специфический, индивидуально
дифференцированный, выигрыш, подобный выигрышу Генри; далее, они предохраняют от близости.
Остается еще один способ существования в группе из двух или более членов —
достижение
близости. Это случается очень редко, обычно в личных отношениях между двумя лицами; близость
это прямое, свободное от игр отношение между людьми; оно свободно также от замкнутости, ритуалов,
развлечений и не связано с деятельностью. Многие люди проживают всю жизнь, не зная близости.
Когда есть близость, это можно увидеть сразу же, без особого исследования. Поэты писали о ней тысячи
лет и они подошли, по-видимому, ближе всех к передаче другим этого чувства. Близость почти не
встречается в группах психотерапии и в общественных группах. Чаще всего она складывается между
любящими, не имеющими надобности унижать или эксплуатировать друг друга и способными, таким
образом, говорить прямо и вести себя без подвохов и скрытности.
Замкнутость, ритуалы, деятельность, развлечения, игры и близость — вот шесть способов,
которыми человек может структурировать время, проводимое с другими людьми. Врачи, проводящие
анализ взаимодействий, внимательно наблюдают группу, чтобы определить складывающийся в ней тип
структурирования времени. При этом они не предрешают заранее, хорош или плох какой-нибудь тип
сам по себе, а решают, что хорошо для той или иной цели. Застенчивой, замкнутой девушке, не
знающей, что сказать на свидании молодому человеку, могут быть полезны упражнения в развлечениях,
между тем как разговорчивому, общительному торговцу может быть полезна некоторая
сосредоточенность и замкнутость. Ритуалы могут расшевелить публику, но становятся бесполезными
при длительном применении, деятельность лучше предоставить врачам, проводящим трудовую
терапию. Труднее всего заставить какую-либо группу отказаться от своих развлечений. Из-за них группа
может годами собираться без результата, и члены группы могут годами оправдываться: «Право же, это
такая интересная группа!»
В анализе взаимодействий важны результаты. С самого начала врач стремится заключить с
пациентом лечебный контракт. [Контракт не заключается в виде юридического документа; однако к
лечебному контракту применимы основные требования, предъявляемые к любому контракту: взаимное
согласие, вознаграждение, компетентность и законный характер цели.] Начинается это с вопроса к
пациенту: «Чего же вы хотите?» или: «Вы пришли сюда с некоторой целью; когда мы с вами будем
считать, что эта цель достигнута?» Хотя вопрос этот кажется довольно простым, в ряде случаев
психотерапия проводилась годами, а только что указанный вопрос так и не был поставлен. Многие
пациенты начинают лечение, отрывают время от работы, платят немалые деньги и затрачивают
эмоциональные усилия, а затем говорят врачу: «Не могу понять, зачем я сюда хожу; а вы как думаете?»
Врач узнает в этом вопросе Ребенка, спрашивающего Родителя, как ему лучше себя вести. Если врач
проявит небрежность и ответит какой-нибудь из родительских сентенций, отсюда может возникнуть
игра. В этом случае Ребенок пациента может в конце концов взбунтоваться. Такой образ действия
доставляет возбуждение, но не лечит. Чтобы избежать подобных нежелательных ситуаций, заключают
контракт взрослого типа, учитывая объективные потребности пациента:
Врач: Что могло бы вас сделать счастливым?
Пациент: Я хотел бы иметь настоящего друга.
Врач: А что такое настоящий друг?
Пациент: Это человек, с которым я мог бы разговаривать, проводить с ним время, обедать с ним.
Врач: Понимаю. А был у вас когда-нибудь настоящий друг?
Hosted by uCoz