Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 197 
Next page End  

1. Чем взрослый отличается от ребенка?
Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Для многих детей грузовик —
это Большая Машина. Они долго не могут понять, что грузовик устроен для перевозки товаров, а
обыкновенная легковая машина — для перевозки людей. Точно так же для многих взрослых людей
ребенок — это Маленький Взрослый. Они не понимают, что у ребенка другие проблемы, чем у
взрослого. Хотя взрослый временами ведет себя и даже должен вести себя как Большой Ребенок,
ребенок — это не Маленький Взрослый. Представление о том, что ребенок — это взрослый в
миниатюре, можно было бы назвать представлением о гомункулусе (гомункулусом называется
маленький смышленый человечек).
Чем же ребенок отличается от взрослого? Ребенок беспомощен. По мере того как он растет, он
становится менее беспомощным, но по-прежнему зависит от родителей, которые должны научить его,
как делать разные вещи. По мере того как его учат делать то или другое, у него появляются все новые
предметы для усвоения; но, как мы уже говорили, он не может научиться тому, к чему еще не готова его
нервная система. Время, когда у него созревают различные нервы, например нервы ног или кишечника,
зависит от качества нервной системы, унаследованной им от родителей. Если ребенок родился
преждевременно, его приходится иногда держать в инкубаторном устройстве, прежде чем его тело
достаточно созреет для колыбели.
Образы у детей смутные. Вначале ребенок может лишь отделить внешний мир от самого себя. Он
учится выделять отдельные предметы, и образы его становятся точнее. Взрослым требуется много лет
опыта, чтобы уточнить свои образы, и даже после этого они не так уж хорошо выделяют существенные
предметы. У ребенка же такого опыта нет; пока он учится, и сам он и его родители должны проявлять
выдержку и терпение.
Минерва Сейфус, например, всегда была для своего возраста необычайно развитым ребенком.
Когда она училась ходить, она время от времени переворачивала разные вещи, как и все дети в это
время. Однажды она перевернула пепельницу, и ей было сердито сказано, чтобы она больше этого не
делала. Для матери ее важно было, чтобы пепельница содержала пепел; но в возрасте Минервы при
всем ее развитии внимание девочки было привлечено к чему-то более простому: не к содержимому
пепельницы, а к ее внешнему виду. Ей хотелось угодить матери, но она оказалась под ложным
впечатлением. Дело в том, что эта пепельница была голубого цвета, и Минерва сказала себе, что будет
слушаться матери и никогда больше не перевернет какого-нибудь из этих голубых предметов. На другой
день она принялась играть светло-зеленой пепельницей; за это мать ее жестоко выбранила, восклицая:
«Ведь я говорила тебе никогда больше не играть с пепельницей!» Минерва была озадачена. Она ведь
тщательно избегала всех голубых тарелок согласно своему истолкованию требования матери, и вот ее
бранят за то, что она играла зеленой! Когда мать поняла, в чем ошиблась, она объяснила: «Посмотри, это
пепел. Для него и нужны эти тарелочки. В пепельницы кладут вот эти серые зернышки. Не
переворачивай ничего, в чем лежит эта штука!» И тогда Минерва впервые поняла, что пепельница —
это не голубая тарелка, а предмет, в котором содержится серый порошок. После этого все было в
порядке.
Если мать недооценивает трудностей ребенка и не объясняет ему разные вещи настолько ясно,
чтобы избежать недоразумений, то наказание может потерять для него всякий смысл; и если это
повторяется раз за разом, то он в конце концов уже и не пытается быть хорошим и ведет себя, как ему
вздумается, поскольку чувствует, что ему никогда не понять, чего от него хотят. Ребенок может прийти к
выводу, что наказания — нечто вроде непредсказуемых «актов Провидения», периодически
поражающих его независимо от поступков.
Тем не менее наказания вызывают у него обиду, и он может совершать дурные поступки, чтобы
отомстить матери. В ряде случаев всего этого можно избежать, следуя примеру миссис Сейфус, то есть
ясно и недвусмысленно объясняя ребенку, чего от него требуют.
Младенец занят главным образом основными вопросами жизни, дыханием и едой и заботится об
этих вещах прежде всего. Взрослому известно (с определенной степенью достоверности), что при
нормальных условиях он будет есть в надлежащее время. Ребенок может не иметь такой уверенности,
поскольку не знает, в чем состоят требуемые условия, а знает только, что все это зависит от матери. У
Hosted by uCoz