Navigation bar
  Print document Start Previous page
 8 of 197 
Next page End  

Наследственность задает верхние границы способностей, а также промежутки времени, когда эти
способности, в нормальных обстоятельствах, должны возрастать и убывать. Наследственность
определяет, например, способен ли человек стать великим музыкантом или математиком (или, точно так
же, шахматистом); она же определяет, с какого возраста он будет способен к полноценному половому
сношению. Но осуществляются эти возможности в зависимости от среды. Иными словами,
наследственность определяет возможности, а среда определяет, насколько к ним удается приблизиться.
Нет смысла, однако, всерьез задаваться вопросом, что важнее в действительной жизни. С тем же
успехом можно спросить, что важнее в клубнике со сливками: клубника или сливки? Плавает ли
клубника в сливках или же сливки окружают клубнику?
Не доказано, что среда не может изменить некоторые из так называемых врожденных
особенностей мозга. Почти все человеческие способности
могут быть усилены надлежащей
тренировкой, и суждение о «наследственном» характере какой-либо неспособности вовсе не означает,
что страдающий ею должен оставить надежду. Изучение желез может сыграть в будущем важную роль в
изменении тех особенностей, которые мы сейчас считаем наследственными, точно так же, как
психиатрия приобретает теперь все большую важность в изменении особенностей, приписываемых
среде. Поэтому вместо вопроса, что происходит от наследственности и что — от среды, разумнее
спрашивать: «Какие особенности могут быть изменены при нынешнем уровне наших знаний и какие не
могут?»
В этой книге человеческое существо рассматривается как энергетическая система, стоящая в ряду
других энергетических систем Вселенной; это один из простейших путей, ведущих к пониманию людей.
Таков подход к человеку, развитый Зигмундом Фрейдом. Есть и другие подходы; некоторые из них
описываются ниже. Сначала мы исследуем, с чем приходится сталкиваться разным людям и как они
пытаются со всем этим справиться, а затем посмотрим, как они растут и развиваются, что может в ходе
их развития расстроиться и чем можно им в таких несчастливых случаях помочь. После этого мы
рассмотрим некоторые таинственные явления психики, ставящие нас в тупик при нынешнем состоянии
наших знаний.
Часть 1. Нормальное разбитие
Запомните одно, и тогда Вы займете правильную позицию: что бы Вы ни думали о нем как о
личности, что бы ни сделали или не сделали его последователи, Фрейд был прав. Вот вам талисман,
который следует всегда иметь при себе и пользоваться им в тех случаях, когда отказывает здравый
смысл.
Сиприан Сен-Сир
«Письма к горничной моей жены»
Глава I. С чем людям приходится сталкиваться?
1. Можно ли судить о людях по их виду?
Общеизвестно, что человек, как и цыпленок, происходит из яйца. На очень ранней стадии
человеческий зародыш представляет собой трехслойную трубку, внутренний слой которой превращается
в желудок и легкие, средний слой — в кости, мускулы, соединительную ткань и кровеносные сосуды,
внешний же слой — в кожу и нервную систему.
Обычно эти три слоя растут примерно в одинаковом темпе, так что средний человек является
правильной комбинацией мозга, мускулов и внутренних органов. Однако в некоторых яйцах один из
слоев разрастается больше других, и, когда ангелы завершают сборку ребенка, может обнаружиться, что у
него больше внутренностей, чем мозгов, или больше мозгов, чем мускулов. Если так случается, то
деятельность индивида нередко оказывается связанной главным образом именно с этим разросшимся
слоем.
Hosted by uCoz