Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 143 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
12
другой человек — капризное Дитя. Изменилось все: поза, словарный запас, мимика,
пантомимика, жесты. Утром, когда он уже уходит на работу, сын случайно проливает на его
светлый тщательно выглаженный костюм стакан вишневого сока. И снова перед нами другой
человек — грозный Родитель.
Изучая общение людей, Э. Берн описал три Я-состояния, которыми располагает каждый
человек и которые по очереди, а иногда вместе выходят на внешнюю коммуникацию.
Я-состояния — нормальные психологические феномены человеческой личности —
Родитель
(Р) — Взрослый (В) — Дитя (Д) (рис. 2). Все они необходимы для жизни. Дитя — источник
наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия,
любознательность, спонтанная активность. Но здесь же и страхи, капризы, недовольство. Кроме
того, в Дитяти — вся психическая энергия. Ради кого живем? Ради Дитяти! Это, может быть,
лучшая часть нашей личности.
Взрослый необходим для выживания. Дитя хочет, Взрослый выполняет. Взрослый
переходит улицу, карабкается в горы, производит впечатление, добывает пищу, строит жилище,
шьет одежду и т. п. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти.
Если действие выполняется часто и становится автоматическим, появляется Родитель.
Это автопилот, который ведет правильно наш корабль в обычных условиях, что освобождает
Взрослого от принятия рутинных обыденных решений, это и тормоза, которые автоматически
удерживают нас от опрометчивых поступков. Родитель — наша совесть. Девизы Дитяти —
хочу, нравится; Взрослого целесообразно, полезно; Родителя должен, нельзя. И счастлив
человек, если у него хочу, целесообразно и должен имеют одно и то же содержание! Например,
я хочу писать эту книгу, целесообразно писать эту книгу, я должен писать эту книгу.
Если желания Дитяти удовлетворять своевременно, они выглядят умеренными и
исполнять их нетрудно. Задержка в удовлетворении потребности приводит или к исчезновению
ее, или к излишествам. Так происходит, например, когда человек ограничивает себя в еде: он
становится обжорой или теряет аппетит.
Если окружающая действительность не меняется, организм переходит на автоматическое
управление, и все желания Дитяти, его безопасность переходят в ведение Родителя. Привычные
действия требуют минимальных затрат энергии, а запреты становятся малоощутимыми.
Взрослый в этот момент может заняться другими проблемами. Действия выглядят
целесообразными, даже разумными, но сознание в них практически не участвует, мышления
здесь нет. Это становится очевидным, когда ситуация вдруг меняется, контроль Взрослого
ослабевает, а ригидные, консервативные программы Родителя заставляют личность
автоматически выполнять устаревшие, но в прошлом целесообразные действия. Так, молодая
кокетливая девушка, автоматически пользуясь косметикой, становится еще более
привлекательной. Проходит время, и, если Взрослый не контролирует действия Родителя, то те
же приемы ее старят и делают уродливой.
Руководителям, родителям, учителям, в общем, всем нам стоит помнить, что программы
Родителя, особенно приобретенные в раннем детстве, бывают очень устойчивы. Для
разрушения неверных программ требуется много усилий, специальные приемы. Родитель в
своих требованиях порой становится агрессивным, заставляет работать Взрослого, наносит вред
Дитяти, за счет энергии которого существует и сам.
Hosted by uCoz