Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 143 
Next page End  

Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
58
человек вообще погружается в сон.
В трезвом состоянии мужчина нередко выглядит застенчивым, затрудняется начать
разговор, колеблется, когда хочет пригласить на танец понравившуюся женщину, и опаздывает
из-за своей нерешительности. Выпив, он становится смелым, находчивым и обаятельным. А это
часто покоряет женщин. Правда, при этом меняется и уровень притязаний: мужчине может
понравиться такая женщина, к которой в трезвом состоянии он даже не подошел бы, В этой
связи вспоминается такой анекдот.
Сидят двое мужчин, выпивают, и между ними идет такой разговор:
Ваня, сейчас бы сюда женщин!
Есть у меня, Петя, две на примете, но уж больно непривлекательные.
Ничего, Вань. Зови их сюда! Выпьем лишние 200 — 300 граммов, и сойдет.
Через некоторое время появляются женщины. Петя молча одевается и хочет уйти.
Петя, ты куда?
Ваня, извини! Я столько не выпью.
Петя, конечно, пока еще не алкоголик, но шанс им стать у него есть.
Наукой установлено, что в корне невроза лежат такие черты характера и жизненные
принципы, которые мешают человеку удовлетворять свои потребности, выполнять свои
желания. Иначе можно сказать, что неврозы, да и психосоматические заболевания, возникают у
человека с больной совестью. Требования морали и долга довольно противоречивы. Ка-рен
Хорни выделила три основных противоречия.
1. Противоречие между стремлением к успеху, соперничеству, братской любви,
человечности. С одной стороны, все делается для достижения успеха, а это значит, что надо
быть напористым и агрессивным, способным оттолкнуть других с дороги. С другой стороны,
согласно христианским идеалам, надо быть смиренным и уступчивым. Если пытаешься
следовать обоим этим стремлениям, то испытываешь серьезное напряжение.
2. Противоречие между стимуляцией потребностей и фактическими препятствиями на
пути к их удовлетворению. По экономическим соображениям потребности стимулируются
(реклама, мода и т. п.). Но для большинства людей удовлетворение этих потребностей
невозможно.
3. Между ощущением безграничной власти в отношении собственной судьбы и чувством
полной незащищенности и беспомощности. Общество говорит человеку, что он свободен,
независим и может получить то, что хочет, если деятелен и энергичен. В действительности эти
возможности ограничены. Выясняется, что не выбирают не только родителей. Не всегда
удается выбрать работу, друга, форму отдыха, мужа (жену и т. д.).
Многие находят выход в выпивке. Постепенно разрушается совесть. Вначале болезненные
ее элементы, тормозившие рост. Человек становится более деятельным, целеустремленным. А
именно такие качества нравятся женщинам. И нередко прекрасный пол готов терпеть пьянки
своего возлюбленного, лишь бы быть рядом с цельным человеком, а не с невротич-ным
хлюпиком, каким он был до того, как начал выпивать. Не соскучишься! Появляются реальные
успехи, которые человек связывает с употреблением алкоголя. Но он уже не может
остановиться. Начинает разрушаться и здоровая часть совести. Средство становится целью.
Раньше выпивка служила средством для достижения цели, теперь же, при клинической стадии
алкоголизма, она становится целью. Потребность в выпивке начинает носить биологический
характер. Человек живет для того, чтобы пить. Он постоянно занят тем, что добывает алкоголь,
организует выпивки. Затем появляются проблемы: снятие запоев, кодирование, лечение.
Многие утверждают, что у алкоголиков слабая воля. На ранних стадиях алкоголизма воля
укрепляется. Да-да, именно так! А волевой мужчина — мечта чуть ли не каждой женщины. Он
становится предприимчивым, успешно трудится, хорошо зарабатывает, продуктивность его
растет, он становится более коммуникабельным и приобретает навык общения. Но опытному
наблюдателю уже в то время ясно, что это делается не ради развития общества и не ради
собственного развития. Это все делается ради того, чтобы выпить. Вот почему с ростом
деградации все волевые усилия постепенно начинают носить все более примитивный и
прямолинейный характер по схеме: заработал — выпил. Поэтому человека перестает
интересовать духовная жизнь, а больше интересует та деятельность, которая быстро приносит
Hosted by uCoz