Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 119 
Next page End  

длительного опыта и превратившиеся в нормы поведения, нравственные законы,
обычаи, традиции и правила. Это система социального регулирования, как правило,
складывается и наиболее эффективно действует при непосредственном контакте, в
межличностном общении в небольших социальных группах. Вот почему так
сильны традиции, обычаи, нормы поведения в сельской местности, в небольших
деревнях и в небольших городах. В крупных городах и на крупных предприятиях,
когда превуалируют безличностные отношения и вступают в силу «фиксированные
законы», т. е. инструкции, положения, предписания, приказы и распоряжения
руководства и, наконец, юридические законы. Именно эти предписания
регулируют поведение человека в той или иной ситуации, скажем, прием и
увольнение с работы, порядок рабочего дня, взаимоотношения с начальником и т.
д. В конечном итоге они выступают как некоторые документы, которые
регулируют социальные отношения на данном предприятии или в трудовом
коллективе. Понятно, что характер, направленность этих предписаний, социальных
отношений, отражают интересы различных социальных групп и в конце концов
определяют жизнедеятельность коллектива, его работоспособность и способность к
выполнению поставленных задач. Роль различных предписаний оказывается столь
огромной, что хотя мы и клянем различные инструкции, игнорировать их и пускать
на самотек, по крайней мере, неразумно. И хотя мы постоянно критикуем
бумаготворчество было бы большой ошибкой отрицать их необходимость.
Предписаний должно быть намного больше, чем имеется, но они должны быть
грамотно, профессионально составленными.
По характеру этих документов сразу становится ясно, чьи интересы они
защищают, на какую социальную группу работают, какой тип социальных
отношений определяют и формируют, способны ли они решить поставленную
перед коллективом задачу и какая именно задача сейчас стоит перед коллективом.
Так, документы административно-хозяйственной системы четко отражают
интересы администрации, формируют тип отношений подчинения. Такие
документы и такой тип отношений не способны решить производственные задачи,
но зато прекрасно решает проблемы той социальной группы, которая занимает
командные посты.  
Социологические исследования показывают как реагируют различные
социальные группы на тот или иной тип социальных отношений, выраженные в
инструкциях, положения и пр., принимают ли их как «свои», отражающие .их
интересы или рассматривают, как противоречащие им. Если мы наблюдаем
напряженность между администрацией и рядовыми работниками как социальной
группой, то можно сделать вывод, что система, имеющихся здесь предписаний
(фиксированных законов) оказывается неэффективной для решения общих задач.
Но оказывается неэффективной и для самой администрации.
Если рассмотреть систему документов, инструкций, предписаний-
предприятий, работающего на арендном подряде (кооперативы), то можно видеть,
что она в большинстве случаев работает на интересы всего коллектива.
Соответственно, и тип отношений, регулируемых формальными предписаниями,
отражает общие интересы, хотя, конечно, групповые интересы остаются и здесь, но
они уже не столь противоречат интересам всех остальных групп.
Hosted by uCoz