Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 119 
Next page End  

У нас была безликая социально-политическая жизнь, когда люди выступали
как винтики и гаечки в общем безликом и безлюдном механизме социальной жизни
и политического управления. Даже наша техника была безлюдной, как на будущих
заводах-автоматах, о которых мечтали не только писатели-фантасты, но и
хозяйственники и подстать им ученые. Согласно различным и многочисленным
научным выводам получалось, что только самая современная и совершенная
техника может осуществить и технический, и социальный прогресс.
Даже наши общественные науки были безлюдны. Наша история,
философия, политика, право и пр., прекрасно обходились без человека и отражали
общественное бытие только как действие каких-то безличных объективных
законов, которые движут обществом и историей.
В литературе эту проблему поднимали и много говорили о дегуманизации,
правда, все это, как правило, сводили к технократическому детерминизму,
технократическому мышлению. Однако на самом деле проблема здесь намного
шире. Не только техника, но и вся наша жизнь и в целом весь наш социализм,
оказались противопоставленными гуманистическим принципам социального
бытия, приоритету человека, личности в социальном мире. Принципу гуманизма
противопоставляли принцип антигуманизма во всех его формах. Антигуманизм
утверждается во всех без исключения сферах социальной жизни, поскольку
антигуманизм есть не только форма мышления или представления о мире, но и
сама форма жизни.
Сейчас мы начинаем осознавать, что для понимания, например,
экономических процессов, законов, категорий и т. пр., понимания особенностей
развития техники и науки, сегодня нам все больше не хватает знаний именно о
человеке во всем комплексе его проблем, понимания роли и значения человека в
обществе. «Теория «экономического» детерминизма на практике себя не
оправдала. Экономика функционирует в социальном контексте, она не только
определяет возможности развития социальной сфере, но и сама находится под ее
воздействием. Движение вещей происходит через деятельность людей, осуще-
ствляющих ее во имя удовлетворения своих индивидуальных потребностей и
интересов»
13
. Тем не менее процесс гуманизации мышления и общественного
сознания не нашел развития в нашем обществе, не нашел своего выражения ни в
политике, ни в социальной сфере, ни в экономике, ни в технике и т. д.
Неразвитость гуманизации мышления подтверждается сохранением господства
административно-командной системы управления, казарменного метода
руководства. В административной системе нет личности, нет индивида, есть только
масса людей и команда.
Административный метод управления был принят на вооружение именно
из-за его понятности малокультурному и необразованному человеку, из-за
простоты и кажущейся очевидности ее эффективности. Это первый и самый низкий
уровень общей культуры и управленческой грамотности. Именно непонимание
всей сложности взаимосвязи явлений привело к тому, что непосредственное
обращение в виде приказа, команды, прямого и непосредственного воздействия,
воспринималось как непосредственное действие индивида. Примитивная и до
                                                                
13
Ионин Л. Г. Консервативный синдром.//Социологические исследования. –1987-  ¹5.С.1112.
Hosted by uCoz