Navigation bar
  Print document Start Previous page
 19 of 119 
Next page End  

предела упрощенная схема «приказ-действие», понималась как принцип любого
управления, хотя даже в такой схеме, если она и применялась столь упрощенно,
была опосредована целой гаммой социальных связей. Этого, как правило, и не
понимали, воспринимая только внешнюю форму. Отсюда примитивные и
упрощенные представления о безграничных возможностях, например, в короткий
срок построить коммунизм или «догнать» и «перегнать», произвольности выбора
принципов, например, уравнительного коммунизма, принятие себя в качестве
руководителя как высшего критерия возможностей, истины, средств и целей.
В упоминавшейся статье Л. Г. Ионин писал «...ничем не ограниченное
управление, опирающееся на «объективно-оптимистические» представления о
законах развития, становятся подчас административным произволом,
подтверждающие те самые представления, на которых он основывается.
Все это вместе взятое позволяет сделать вывод о природе практической
идеологии, на которой долгое время зиждилась управленческая деятельность в
нашем обществе. В основе ее лежат два внешне противоречивых, а по сути дела
тесно взаимодействующих и друг друга дополняющих принципа: 1)
технократический принцип произвольности, создающий иллюзию легкости и
безграничных возможностей преобразовательной деятельности, и 2) сакральный
принцип «органичности», обосновать справедливость и целесообразность любого
рода деятельности, независимо от того, какие социальные последствия она
влечет»
14
.
Те проблемы, которые мы совсем недавно с такой яростью высвечивали, и
те проблемы, которые давно уже сами высветились и выпятились, те недостатки и
негативные явления, противоречия и отклонения, которые были названы
социологами и не только ими, и те, которые не были названы по известным
причинам, есть показатель и следствие того, что наше общество было построено не
на принципах, отвечающих истинной природе, истинному назначению человека, и
которые в конечном итоге способствовали бы прогрессивному развитию общества.
И самое страшное последствие этой антигуманной системы управления
заключается в том, что она воспитывала послушных членов общества, это был ее
основной принцип и основная цель существования, и в результате была получена
масса индифферентных людей. Это самый явный и самый страшный итог развития
социалистического общества.
Каким должно быть наше общество? На каких принципах оно должно быть
построено? Что должно находиться в основании концепции нового гражданского
общества? вот вопросы, которые задают себе сегодня все прогрессивно мыслящие
люди нашего общества. Вот вопросы, которые задают себе и социологи.
Многочисленные исследования социологов и социологическая литература и есть
по существу поиски ответов на эти вопросы. Под эти вопросы общество
авансировало социологию и ждало от нее ответа.
И ключевым звеном, основанием, стержнем, генеральным направлением,
как угодно назовите, является принцип гуманизации мышления, общественного
сознания и общественной жизни.
                                                                
14
Ионин Л. Г. Там же.— С. 23.
Hosted by uCoz