Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 119 
Next page End  

ДИСПЛЕЙНАЯ ИГРА В ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ
Введение системы парных распределений, безусловно стимулировала
исследовательскую мысль, но социологическая практика обнаружила и немало
уязвимых мест: двойные связи только фиксируют взаимосвязь между двумя
явлениями (тесноту связи), но не указывают причинно-следственных зависимостей;
парные распределения дают массу пустых или ложных взаимосвязей, о чем
говорилось выше. Все это привело даже к некоторому разочарованию в
дееспособности системы парных распределений и вообще математического
аппарата в анализе социологического материала.
Но все это носило частный характер. В системе парных распределений не
все было плохо, надо только уметь ими пользоваться и знать границы применения.
Но самое главное пришло понимание того, что этим нельзя ограничиваться и
исследовательская мысль пришла к трехмерным связям.
Суть ее заключается в том, что на тесноту взаимосвязи каких-либо двух
факторов и в какой-то степени, определяющая ее природу, оказывает какой-то
третий, как его иногда называют, мешающий фактор. На самом деле он оказался не
третий и не мешающий, речь идет о системе взаимосвязи между тремя факторами.
Включение в систему анализа социологической информации трехфакторной
зависимости явилось уникальным явлением для социологии и позволило по-новому
посмотреть на результаты социологических исследований. Нередко данные
полученные при включении третьего фактора, коренным образом меняли выводы
полученные в системе парных распределений, хотя это и требовало больших
затрат. Приходилось очень долгое время высиживать перед дисплеем, перебирая
вариации зависимостей. Это высиживание и получило название, приведенное в
заголовке.
Элизабет Ноэль приводит такой пример. Руководство одного из заводов
поручило провести исследование перегруженности и усталости среди своих
сотрудников. Опрос дал следующие результаты.
Таблица 1
Вопрос: «Насколько удовлетворяет Вас работа?»
Сотрудники, которые чувст-
Сотрудники, которые не
вуют себя уставшими, пере-
чувствуют себя уставшими,
груженными
перегруженными
Очень удовлетворены
21%
16%
Удовлетворены
49%
41%
Не очень  удовлетворены
30%
43%
100%
100%
1148
1069
Опрос показал (см.: таблицу 1), что сотрудники, которое чувствуют себя
усталыми и перегруженными, оказываются больше удовлетворены своей работой,
чем те, которые не чувствуют усталости и перегруженности. Был сделан вывод, что
сотрудники, которые чувствовали себя уставшими, перегруженными,
рассматривали свою работу как значимую для предприятия, это подкрепляло их
Hosted by uCoz