Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 92 
Next page End  

 
        В связи с тем, что автор стремился рассматривать вопросы настоящей работы исходя
из диатропической
33[33][33]
модели познания приведем длинную конспективную цитату из
работы Ю.В.Чайковского "Познавательные модели, плюрализм и выживание". (
Международный философский журнал "Путь" N1, 1992 год.), которая поможет несколько
прояснить читателю, что такое диатропика:
"... В каждую эпоху обычно господствуют одна - две модели, образующие ядро
познавательных средств эпохи, тогда как остальные модели составляют в это время
периферию познания. При этом каждой познавательной модели соответствуют свои
взгляды на природу, в том числе - свой технократизм и своя экология.
     1. Схоластическая познавательная модель. Для нее характерно видеть природу как
текст, который надо уметь прочесть, или как шифр, который надо разгадать. Со
схоластической моделью в науку пришло такое фундаментальное понятие, как закон
природы, который первоначально понимался именно как закон (предписание правителя,
обязательное для всех подданных). Основной порок схоластической модели -
расчленяющий характер познания: как текст познается через буквы, так природные
объекты через их элементы, признаки, код. (Аналитический подход к познанию).
     2. Механистическая познавательная модель
- рассматривает природу как машину,
прежде всего - как часы. В отношении к природе была продолжена и развита прежняя
тенденция покорения, но ее оправданием служила теперь не божья воля, а идея
прогресса. При этом всюду "преобразование природы" носило и носит преимущественно
механистический характер: комплекс мероприятий априори объявляется прогрессивным, а
все их отрицательные эффекты либо игнорируются, либо дается обещание их преодолеть
посредством отдельных защитных мероприятий (каждое из которых тоже объявляется
прогрессивным априори). Новейший механицизм страшен тем, что не хочет видеть
опасности гибели планеты. Если все прежние кризисы были преодолены, то якобы будет
преодолен и нынешний; наука найдет выход из любой трудности такова идея нынешних
сторонников научно-технического прогресса. Они составляют на сегодня подавляющее
большинство населения, в том числе и ученых. Остается только заметить, что ни один
прежний     экологический кризис не был, насколько известно, преодолен; попавшие в
кризис цивилизации прошлого погибли (Мессапотамия, Египет, Греция и Рим,
Центральная Америка) и замещались новыми этносами. Нынешний кризис глобален,
поэтому новому этносу взяться будет, вероятно, неоткуда. 
3. Статистическая познавательная модель
- представляет мир как совокупность
балансов. Развитие понятия балансов привело к разработке в физике принципов
сохранения. (Достаточно прогрессивный подход). Баланс природы - такая же абстракция,
как бухгалтерский баланс: замкнутые круговороты по каждому элементу, о которых так
уверено писал В.И.Вернадский, в действительности являются не циклами, а спиралями.
Чтобы свести здесь баланс, надо учесть поступление ископаемых в биосферу и уход
вещества из биосферы в осадочные породы. Более того, именно несбалансированность
биосферы является необходимым фактором экосистемной эволюции. Балансовая модель
удобна в тех случаях, когда несбалансированность мала (каждый шаг спирали почти
цикл). В статистической модели равновесие исходно, а движение трактуется как
отклонение от равновесия и переход от одного равновесия к другому. Поэтому спасение
из кризиса тоже легче всего усматривается в форме поиска утраченного равновесия.
Такова концепция "нулевого роста", которую поддерживают те ученые, которые видят
естественные пути спасения человечества в прекращении роста экономики и населения...
имея практически полное равновесие в каждый момент времени в итоге система может
двигаться куда угодно: парадокс древних летящая стрела находится в покое. 
                             
                 
33[33][33]
- сразу можно отметить, что для диатропической модели познания характерны такие феномены как: нежесткость
(многозначность) формулировок, совпадение и соответствие форм и свойств, критическое отношение к уже найденным решениям и т.п.
В общем случае можно считать, что диатропическая модель опирается на "мозаичное видение" мира, или наоборот соответствует
"мозаичности мышления" человека. 
Hosted by uCoz