Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 92 
Next page End  

элита" обуславливается как биологическими качествами человека, так и ситуационными -
общества, т .е. она (элита) разная и обладает возможными, а не требуемыми
качествами. Кроме того, известно, что нормальному обществу в нормальных условиях не
требуется большого количества выдающихся людей. Но при этом, естественно, возникает
достаточно сложная проблема: "Где взять умных людей в критические моменты истории?"
Несмотря на разницу в общественных институтах, рекрутирующих своих представителей
в элиту, индивидуумы, проходящие под определением ЭЛИТА, являются продуктом
образовательной системы (здесь проходит их детство и юность, здесь закладываются
основные человеческие качества
61[61][61]
).
     Необходимо отметить (известный парадокс), что сейчас лечит не врач, а медицина и
лекарства, учит не учитель, а учебное заведение программа, книга....В области
интеллектуальной работы потребность в элите для решения бытовых (стандартных) задач
заметно снизилась. Накопленные человечеством знания и совершенная система
образования, а также отлаженные технология и управленческий АППАРАТ позволяют
человеку даже с посредственными интеллектуальными способностями достаточно долго
выполнять управленческие, обучающие, исполнительские и т.п. функции, прежде чем
будет обнаружена его профессиональная непригодность. Яркие примеры современности:
Чернобыль и Бхопал, озеро Севан и аварии супертанкеров у берегов США, развал СССР.
Де-факто, требования со стороны ОБЩЕСТВА к качествам человека, занимающего нишу
элиты, резко снизились, в то время как история и сама цивилизация их повышают. В
последние годы народы предъявляют к элите вполне определенные требования:
интеллектуальность, честность, профессионализм (допускается их перестановка, но не
исключение). Предъявляет, но не имеет. То меньшинство, которое занимает
экологическую нишу элиты в различных странах, независимо от строя, не
соответствует в своем ядре ни одному из указанных требований. Люди же обладающие
подобными качествами либо еще не сформировали требуемую общность (элиту), либо их
не хватает для обеспечения нормативно-значимого уровня. Особенно это актуально в
настоящее время для нашей страны. В качестве примера приведем некоторые качества
руководящих работников городского уровня, которые желательно иметь в США (Сан-
Диего: Преуспевающая городская организационная структура. К.Клири, П.Хэнли,
Т.Сопп - Современная высшая школа N3,1991) [6]. На основе анализа 120 характеристик
выделены 20 основных требований к руководящим работникам:
   
    
дальновидность, перспективное мышление
-
способность прогнозировать
желаемые ситуации;
   
    
разумный риск
-
способность воспринимать новые идеи и поддерживать
прогрессивные мероприятия;
   
    
планирование
- способность предвидеть потенциальные проблемы и
готовность к решению непредвиденных осложнений;
   
    
моральный облик - соблюдение нравственных принципов;
   
    
работоспособность - готовность работать сверхурочно;
   
    
приоритет общественных интересов
- способность рассматривать и
уравновешивать интересы различных групп населения; 
   
    
общительность
- способность устанавливать неформальные связи с целью
обмена и получения информации и создавать здоровый моральный климат в
коллективе;
   
    
сосредоточенность
- способность отсечь менее важные от главной задачи и
двигаться к намеченной цели, не отвлекаясь на мелочи;
   
    
информированность - способность ясно излагать свои мысли;
   
    
уравновешенность - умение улаживать конфликты и решать споры без срывов;
                             
                 
61[61][61]
-
в настоящее время интеллектуальная элита общества практически полностью формируется в системе образования и человек с
высшим образованием (претендующий на высшее образование) должен понимать: что же это такое "быть или не быть" элитой.
Hosted by uCoz