Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 92 
Next page End  

самосознанием. Второе всего лишь характеристика, отражающая преобладающую
вероятность той или иной реакции людей (групп людей) на действующий фактор, то
есть это всего лишь некоторый антропоморфный аналог человеческих качеств.
     В общем случае процессы формирования общественного и индивидуального сознания
имеют как общие, так и принципиально отличающиеся черты, поэтому применение
единых оценок и выводов, подобных сделанным выше, необходимо производить с
определенной осторожностью. В то же время следует учитывать, что в гуманитарных
науках имеет место очень сильный антропоморфизм
70[70][70]
, являющийся их
естественным методологическим принципом, который с точки зрения методологии
изучения гуманитарных и, особенно, информационных процессов, вполне допустим и
даже необходим, так как позволяет "привязать" материал к "естественной
информационной системе координат" - человеку. Этот же антропоморфизм, при
некритическом использовании познающим индивидуумом образовавшихся в результате
изучения материала мыслительных форм, ведет к мифологизации сознания и ошибкам
мышления. В-третьих, необходимо помнить, и это для нас ЖИЗНЕННО ВАЖНО, что в
обществе непрерывно идет смена поколений и на место людей, уже что-то понявших,
приходят люди, ничего не понимающие.
 
О задачах цикла курсов "Проблемы цивилизации" 
 
     В настоящей работе использован следующий подход к выделению тематик курсов
(привлечен не совсем строго принцип дихотомии):
    
     
в центре внимания находится сам человек, обладающий физическим телом,
интеллектом, присущим ему кругом интересов и живущий среди других людей в
обществе и Биосфере (важные единичные понятия в данной работе подобно немцам
будем писать с большой буквы) на планете Земля;
    
     
при этом мы имеем биологическое существо и среду его обитания, причем
последнюю можно разделить на естественную (гео-биосфера), искусственную и
общественную;
    
     
в искусственной среде обитания можно выделить физическую (неживую -
техносферу, например) и экологическую (живую); 
    
     
общественную среду обитания также можно разделить на естественную и
искусственную, которая, честно говоря, искусственной не является, но подвержена
настолько сильному антропогенному воздействию, что ее все же можно так
классифицировать;
    
     
на человека действуют различные факторы, определяемые обычно как вредные
для него, так и как полезные, а те, в свою очередь, могут быть активными или
пассивным.
     Таким образом, ядром цикла дисциплин являются науки о человеке, науки о среде его
обитания, науки об обществе в их взаимосвязи;
    
     
о человеке (биология, медицина, психология, социология, философия);
    
     
о среде его обитания (география, геология, экология в общем и частностях,
социология, обществоведение, история, культуроведение, этика и т.п., экономика,
философия и науки о технологии);
    
     
об обществе (обществоведение, история, философия, социология, педагогика,
экономика, демография и перечисленные выше). 
 
* * * 
                             
                 
70[70][70]
- представление будто животные, растения и явления неживой природы (стихии) обладают человеческими свойствами -
мыслями, чувствами, волей, сознанием.
Hosted by uCoz