Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 92 
Next page End  

естественные науки ежедневно раздвигают свои границы, нравственная и политическая философия была
обречена на неподвижность или сохраняла только слабое влияние, неспособное бороться с препятствиями,
порождаемыми единственным враждебным для человеческого счастья условием. Как бы ни были громадны
препятствия, действия которых я не старался скрыть, все же я смею думать, что результат наших
исследований не дает нам оснований безнадежно покинуть все попытки к улучшению. Частное благо,
которого мы можем достигнуть, вполне заслуживает наших усилий и достаточно для того, чтобы
воодушевить нас к наиболее полезному направлению нашей деятельности. Мы не должны, правда,
обольщать себя надеждой, что прогресс счастья и добродетели будет идти такими же быстрыми шагами, как
естественные науки, успех которых постоянно возрастает, покрывая блеском нашу эпоху. Но мы смело
можем надеяться, что эти науки прольют свой свет на другие области знаний и окажут содействие тем
улучшениям, которые составляют предмет наших желаний, если только мы сами не будем препятствовать
такому исходу.
Стр. 111. Нужно совершенно не понимать моего учения для того, чтобы считать меня врагом размножения
населения. Враги, с которыми я борюсь, - это порок и нищета. Для того, чтобы ослабить действие этих
грозных противников, я предлагаю установить между населением и средствами существования такое
отношение, которое не вызывало бы борьбы между ними.
Стр. 112. Моя главная цель заключается в уменьшении смертности для всех возрастов. Я настаиваю на том,
что для составления понятия о счастье народа и совершенстве его правительства необходимо обращать
внимание на число умирающих до достижения зрелого возраста, а не на относительное число рождающихся,
как это обыкновенно делается.
* * *
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О КАПИТАЛИЗМЕ И СОЦИАЛИЗМЕ
Людвиг фон Мизес. Антикапиталистическая ментальность. - Нью-Йорк,
  "Телекс", 1992. Издана в рамках программы "Мировой университет" под
  рук. С.Станкевича и А.Серебренникова.  
Стр. 1. Замена докапиталистических методов экономического хозяйствования свободным капитализмом
увеличила население и небывало повысила средний уровень жизни. В наши дни нация тем больше
процветает, чем меньше она препятствует духу свободного предпринимательства и личной инициативы.
Народ США преуспевает больше других народов именно потому, что его правительство позже, чем
правительства других стран, начали проводить политику препятствующую бизнесу. Тем не менее, многие,
особенно люди умственного труда, страстно ненавидят капитализм. По их представлениям, эта
отвратительная форма экономической организации общества способна породить только зло и нищету. В
доброе старое время, предшествующее "индустриальной революции", люди, якобы, жили в счастье и
достатке. Теперь, при капитализме, огромное большинство людей - это полуголодные бедняки,
беспощадно эксплуатируемые беспринципным меньшинством. Для этих негодяев не существует ничего,
кроме их барышей. Они производят не то, что действительно полезно и нужно обществу, а лишь то, что дает
самую высокую прибыль. Они отравляют тела рабочих алкоголем и табаком, ум и души -
низкопробным газетным чтивом, порнографическими книгами и  глупыми бессодержательными
фильмами. "Идеологической надстройкой" капитализма является упадническая и вырожденческая
литература, театр черного юмора, "искусство" стриптиза, голивудские ленты и детективы. 
Настрой общественного мнения предельно ясно виден из того, что оно связывает само определение
"капиталистический" только с чем-либо отвратительным и никогда ни с чем положительным. Да разве
может от капитализма исходить какое-либо добро? Ведь все ценное производилось и производится
вопреки капитализму, его же отличительная черта - порождение сплошных зол и бед.
Стр. 3. Социальные характеристики капитализма и психологические  причины ненависти к нему. 
Отличительной чертой современного капитализма является массовое производство товаров для массового
же их потребления. Результат этого - тенденция к постоянному повышению среднего уровня жизни,
постепенное обогащение многих. Капитализм превращает "простого человека" из пролетария в "буржуа".
Hosted by uCoz