Navigation bar
  Print document Start Previous page
 52 of 92 
Next page End  

естественно, вы не заработаете столько, сколько заработает тот, кто будет служить большинству. Ибо
таков закон экономической демократии рынка.
В том, что касается заработка, кинозвезда всегда обгонит философа, а изготовитель Пинкапинки - создателя
симфоний.
Важно представлять себе, что возможность конкурировать в области цен, которая должна быть
гарантированна обществом, является социальным институтом. Нельзя устранить или смягчить врожденные
дефекты, которыми природа поставила многих в более трудное положение по сравнению с остальными.
Нельзя изменить то, что кто-то родился больным или стал инвалидом. Биологическая "оснащенность"
человека очень жестко ограничивает сферу его деятельности. Люди, которые обладают способностью
мыслить самостоятельно, отделены непреодолимой пропастью от людей, не обладающих этой
способностью.
Стр. 8. Жестокость капитализма, о которой столько говорят, состоит в том, что каждый получает от него
столько, сколько он делает для пользы и благосостояния ближних.
Осуществление принципа "каждому - по его труду" не может быть ответственно за личные неудачи. Каждый
прекрасно сознает, что есть люди, такие же как он сам, которые добились успеха там, где сам он потерпел
неудачу. Каждый знает и то, что многие из тех, кому он завидует, - это люди, добившиеся всего сами и
начавшие с того же, что и он сам. И что хуже всего, он прекрасно знает, что это ясно и всем остальным.  Он
читает в глазах своей жены и детей немой упрек: "Почему ты не оказался расторопнее и умнее?" Он
замечает, как восхищаются люди теми, кто добился большего, чем он, и какое презрение и жалость
они испытывают к его собственной неудачливости.
При капитализме человека несчастным делает то, что эта система дает каждому возможность
добиться самого высокого положения, но этого, разумеется, достигают немногие. Чего бы человек ни
добился, это  всегда лишь ничтожная часть того, чего жаждет его честолюбие. Перед его глазами всегда
есть люди, достигшие успеха там, где он потерпел неудачу. Всегда есть товарищи, которые обогнали его, и
он подсознательно испытывает по отношению к ним комплекс неполноценности. Так чувствует себя
бродяга по отношению к человеку, имеющему постоянную работу, рабочий - к бригадиру, чиновник - к
вице-президенту, вице-президент - к президенту компании, человек у которого в банке 300 тысяч долларов, -
к миллионеру и т.д. Самоуверенности и моральной успокоенности человека мешает то, что перед его взором
постоянно находятся те, кто проявил больше изобретательности и способностей. От этого он остро
ощущает свое поражение и неполноценность.
Стр. 10. А наш неудачник потерпел поражение именно из-за своей честности. Он оказался слишком
порядочным, чтобы прибегнуть к гнусным махинациям, которым его удачливые соперники обязаны своим
возвышением. При капитализме человек вынужден выбирать: либо добродетель и бедность, либо
бесчестность и богатство. Лично он, наш герой, слава Богу, выбрал первый путь и решительно отверг
второй.
... Человек примитивный отводит душу в сплетнях и наговорах.  Более тонкие натуры не опускаются так
низко. Они сублимируют свою ненависть в философию, философию антикапитализма, с тем чтобы
заглушить внутренний голос, говорящий им, что их поражение - целиком их собственная вина. Фанатизм,
проявляемый ими в критике капитализма, объясняется тем, что сознавая несправедливость этой критики,
они все же стараются убедить себя в ее обоснованности.
  Стр. 11. Обычный человек, как правило, не имеет возможности общаться с теми, кто добился в
жизни большего, чем он. Он вращается  среди других таких же обычных людей и никогда не бывает в
одной компании со своим начальником. Он никогда на личном опыте не может узнать, насколько
отличается от него предприниматель или руководитель по тем качествам и способностям, которые требуется
для успешного обслуживания потребителей. Его зависть и порождаемая ею обида направлены не против
конкретного человека из плоти и крови, а против некоторой бесплотной абстракции вроде "руководства",
"капитала", "Уолл-стрита".
  Стр. 12. Чтобы понять причину ненависти интеллектуала к капитализму, нужно понять, что, по его
представлениям, эта система воплощена в некоторых из его коллег, успех которых он воспринимает как
личную обиду и которых он считает виновниками неосуществления своих честолюбивых планов. Его
страстная ненависть к капитализму - это просто маскировка ненависти к более удачливым "коллегам".
Hosted by uCoz