Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 92 
Next page End  

1. С середины прошлого века - века, казалось, торжества позитивизма - возникло представление, что
количество материальных благ растет, и это гарантирует грядущее счастье внуков. Подобные обещания,
объявленные научными, в силу этого - безоговорочно правильными, привлекали своим гуманным
оптимизмом, до поры до времени скрывали от непроницательных глаз таящуюся в них опасность и
становились не столько абстрактной идеей-утопией, сколько конкретной целью, достижение которой
оправдывает любые средства.
2. "Научная доказанность" неизбежности "непреодолимо-светлого будущего" оправдывала совершаемые
отдельными людьми, партиями, народами и целыми государствами сначала небольшие жертвы, далее -
террор, заложников, а потом - и самые страшные преступления. Ради обещанного счастья детей и внуков
узаконены концлагеря и стройки, как форма массового уничтожения детей, изобретено ядерное оружие, а
биосфера поставлена перед экологической катастрофой.
3. Обещание "коммунизма через 20 лет" хотя и было обосновано наукой оказалось несостоятельным.
Оттесняя эту идею в современной околонаучной литературе, теперь не столько анализируется, сколько
пропагандируется трансформированные до уровня конкретных программ идеи об "Общем деле" и
"Ноосфере", у истоков которых ставятся имена Н.Ф.Федорова и В.И.Вернадского, опиравшихся, в свою
очередь, на английских социалистов-утопистов - тех, чье учение считается одним из трех источников, трех
составных частей...
4. В происходящих дискуссиях, которые хотя и воспринимаются пока как "забавы взрослых шалунов", уже
просвечивают в них заложенные требования жертв и оправданность лишений сегодня - снова ради
сомнительного завтра. По сути дела, сжигая природные ресурсы, мы тем самым крадем их у своих
потомков, ради которых якобы это все и делаем. Наметилось слияние идей о неизбежности ноосферы и
коммунизма как "общего дела" - дела добра, разума и технического прогресса.
5. Сказанные В.И.Вернадским в 1911 году слова о преобразовании всей цивилизации благодаря
использованию радиоактивности, как-будто оправдываются развитием атомной энергетики. А.Д,Сахаров в
1977 году даже утверждал, что атомная энергетика - это гарантия независимости запада и его будущего от
сырьевых ресурсов востока. Но ради этих целей сегодня создано атомное и ядерное оружие и, в конечном
счете стал, неизбежен Чернобыль.
6. "Общее дело" - включающее освоение космоса для выселения туда воскрешенных предков приобрело
своих почитателей и противников. Опираясь на идею Федорова о возможности научного воскрешения они
развивают дальше и конкретизируют эти мысли. "Наука все может" - говорит герой Андрея Платонова. На
собраниях федоровцев серьезно обсуждается - кого же будем, а кого пока не будем воскрешать: совершенно
серьезно.
7. Оптимистические прогнозы, якобы опирающиеся на науку а потому кажущиеся реальными, противоречат
Священному Писанию о неизбежном конце света и о предшествующих ему заблуждениях и страданиях
человечества. В силу своей привлекательности оптимистические обещания соблазняют людей и поэтому
требуют серьезного анализа и выявления таящейся в них опасности.
О том, что научно прогнозируемое "светлое будущее" является ложной целью, основанной на
псевдонаучных методах его построения, говорит тот исторический факт, что современная цивилизация
подошла к черте своего выживания: глобальные нравственные и экологические кризисы.
И.Г.Гавриленко (Горький). Экология и теория общества: путь к теоретической адекватности. 
Экология - научное отображение целостной естественной (природной) среды существования человеческого
рода. Удвоение природной среды на естественную и историческую (искусственную) было определено
неолической революцией. Последняя стала исходным пунктом прогрессивного нарастания предметной (в
противоположность личностной) материализации труда как основы искусственной среды.
Противопоставление естественной и искусственной сред, а значит и нахождение формы эквивалентности и
неэквивалентности их взаимоотношений - это противопоставление стало основополагающим теоретическим
принципом экологии как науки.
...Как относительно самостоятельная наука экология не может развиваться не только без частных
общественных и естественных наук, но и без социальной философии.
Hosted by uCoz