Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 92 
Next page End  

опасных вариантов развития событий. Если опасность осознана как в принципе
возможная, то меры против нее надо предусмотреть независимо от того, вероятна
она или нет.
Познавательные модели. Как показал Дж. Холтон, хотя в ходе развития наук
меняются наборы фактов и теорий, однако остаются неизменными одни и те же темы
(например: атомизм, эволюционизм). В терминах диатропики это означает, что
объясняющие схемы разных эпох и школ можно выстроить в ряды (ряд атомистических
схем физики, ряд эволюционных объяснений появления жизни и т.д.). Этих рядов много
(в одной лишь физике Холтон нашел несколько десятков тем), поэтому для общей
ориентации в развитии науки надо в самих этих рядах вновь искать инварианты -
макротемы, общие для различных научных дисциплин... Если макротема носит
общенаучный характер и включает в себя моделирование (т.е. объясняет целый ряд
феноменов через их сопоставление с каким-то исходным феноменом, который понятен),
то она является познавательной моделью. Познавательная модель служит в качестве
способа упорядочения и истолкования конкретного материала, причем способ этот
оказывается общим для ученых самых разных специальностей и убеждений. Тем самым
познавательная модель служит важной характеристикой эпохи. ... В каждую эпоху обычно
господствуют одна-две модели, образующие ядро познавательных средств эпохи, тогда
как остальные модели составляют в это время периферию познания. При этом каждой
познавательной модели соответствуют свои взгляды на природу, в том числе -
свой
технократизм и своя экология.
1. Схоластическая познавательная модель. Для нее характерно видеть природу
как текст, который надо уметь прочесть, или как шифр, который надо разгадать. Со
схоластической моделью в науку пришло такое фундаментальное понятие, как закон
природы, который первоначально понимался именно как закон (предписание правителя,
обязательное для всех подданных). Основной порок схоластической модели -
расчленяющий характер познания: как текст познается через буквы, так природные
объекты - через их элементы, признаки, код. (Аналитический подход к познанию). 
2.
Механистическая познавательная модель
- рассматривает природу как
машину, прежде всего - как часы. В отношении к природе была продолжена и развита
прежняя тенденция покорения, но ее оправданием служила теперь не божья воля, а идея
прогресса. При этом всюду "преобразование природы" носило и носит преимущественно
механистический характер: комплекс мероприятий априори объявляется прогрессивным,
а все их отрицательные эффекты либо игнорируются, либо дается обещание их
преодолеть посредством отдельных защитных мероприятий (каждое из которых тоже
объявляется прогрессивным априори). Новейший механицизм страшен тем, что не хочет
видеть опасности гибели планеты. Если все прежние кризисы были преодолены, то
якобы будет преодолен и нынешний; наука найдет выход из любой трудности - такова
идея нынешних сторонников научно-технического прогресса. Они составляют на сегодня
подавляющее большинство населения, в том числе и ученых. Остается только заметить,
что ни один прежний экологический кризис не был, насколько известно, преодолен;
попавшие в кризис цивилизации прошлого погибли (Мессапотамия, Египет, Греция и Рим,
Центральная Америка) и замещались новыми этносами. Нынешний кризис глобален,
поэтому новому этносу взяться будет, вероятно, неоткуда
3. Статистическая познавательная модель
- представляет мир как совокупность
балансов. Развитие понятия балансов привело к разработке в физике принципов
сохранения. (Достаточно прогрессивный подход). Баланс природы - такая же абстракция,
как бухгалтерский баланс: замкнутые круговороты по каждому элементу, о которых так
уверено писал В.И.Вернадский, в действительности являются не циклами, а спиралями.
Чтобы свести здесь баланс, надо учесть поступление ископаемых в биосферу и уход
вещества из биосферы в осадочные породы. Более того, именно несбалансированность
биосферы является необходимым фактором экосистемной эволюции. Балансовая модель
Hosted by uCoz