Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 80 
Next page End  

     Таким образом, эмпирическое знание основывается
на более широком знании, которое и позволяет
узнавать смежные факты и ограничивается только
теми задачами, которые ставит перед собой человек.
Это определяет содержание эмпирического знания как
эмпирического факта, в его абсолютности. Человеку не
нужно все многообразие мира не потому, что его
невозможно постичь, а потому, что в этом нет
необходимости при решении его задач. Ему нужен
только тот мир, и только то знание, которое позволяет
их решить и ни на йоту больше.
     Таким образом, объективный факт существует, но
только в нашем сознании и только в силу того, что
оказался нужен при решении частной задачи. Весь
остальной мир выступает только возможностью для
сознания, чтобы, когда возникнет в этом
необходимость, перевести ее (возможность), используя
рассудок или мышление как инструмент, в
эмпирическое знание.
Прошлое знание, не
давая в принципе
возможности для
абсолютно
адекватного
отражения факта,
позволяет его
интерпретировать и
тем самым изменять
эмпирическое знание
                                           6.
      И здесь возникает еще один интересный момент.
Эмпирическое знание, естественно, не существует вне
эмпирического факта, скажем, как его основы. Но
эмпирический факт одновременно выступает или
может выступать показателем эмпирического знания.
Получается, что факт, с одной стороны, определяет
эмпирическое знание, с другой стороны, указывает на
существующее эмпирическое знание и, с третьей
является сам объективным фактом.
     И в самом деле, если мы знаем, что огонь горячий,
то это знание позволяет относиться к огню как к
горячему, не испытывая его каждый раз на практике.
Любой нормальный человек, кроме философов, знает,
что огонь горячий, что спускаться с шестнадцатого
этажа лучше по лестнице, а не через окошко и т.д.
Получается, что эмпирический факт указывает на
определенное эмпирическое знание.
     Однако, если подходить к факту как объективному,
т.е. существующему вне сознания, тогда он не может
указывать на эмпирическое знание как на свое
содержание, поскольку он первичен. Чисто логичное
рассуждение: вторичное всегда следует за первичным
и никогда не может быть обратимым также как не
может быть обратимо время.
Любой факт, если он
находит отражение в
сознании, с
необходимостью
приобретает какое-то
содержание
     Другими словами, соотношение факта и
эмпирического знания рассматривается в рамках
казуальности, причинно-следственной зависимости,
которая, в свою очередь, представлена линейным
протеканием времени и в силу этого необратима.
Hosted by uCoz