Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 80 
Next page End  

Овладение  иной, другой. чужой реальностью означало процесс
присвоения и превращения ее в свою собственность.
.
Таков генезис понятий «субъективное» и «объективное» на
уровне здравого смысла, непосредственной данности. Нельзя такое
представление считать неверным, неистинным. Нельзя его также
считать ограниченным, как это нередко квалифицирует здравый
смысл. Данное представление решало строго свои задачи  и в
процессе непосредственного освоения мира.
Как уже отмечалось, объективный факт, согласно
обыденному и не только обыденному представлению,
это то,
что существует помимо сознания, не зависит от него и что человек
призван понять и использовать в своей деятельности.
Субъективный факт есть результат деятельности мышления, плод
размышления и фантазии, явление, которое полностью
принадлежит сознанию и отлично от объективного мира, даже
если сознание его описывает. Основой существования
субъективного факта всегда выступает объективный факт.
Объективный факт истинен потому, что он существует и
этим демонстрирует наличие объективного мира как непреложную
истину. Субъективный факт может быть истинным, но
патологически нести в себе не истину, хотя и не обязательно ложь.
С начала образования он заключает в себе неистинность как
порчу, которая сопутствует ему всю его долгую или недолгую
жизнь. Субъективный факт может быть истинным только в том
случае, если он адекватен объективному факту и даже совпадает с
ним по содержанию. Но они всегда отличаются друг от друга:
последний материален, даже если его нельзя  увидеть или
ощутить, первый  всегда идеален. Субъективный и объективный
факты
как бы совсем разные материи, хотя по результату они
как бы одинаковые:  оба могут быть истинными, но природа их
различна. Несмотря на различия, они мирно сосуществуют и даже
обусловливают друг  друга. 
Впрочем, основное противоречие между ними заключается
не в этом.
Понятия
«объективное» и
«субъективное»
характеризуют
определенное
состояние и
взаимодействие
природы и
сознания.
2.
Подтверждений тому, что  восприятие мира сознанием
может быть неверным, более чем достаточно. Человек ощущал
свое несовершенство, и природа ему постоянно об этом
напоминала. Он был вынужден исправлять собственные
неправильные действия. Ему приходилось оглядываться на
природу и подстраиваться под нее, постоянно убеждаясь в своей
ущербности. Все это невольно приводило к мысли об
ограниченности возможностей сознания, несовершенстве
мышления и рассудка, которые постоянно поправляет природа.
Едва ли не самое яркое и непосредственное выражение такого
ощущения себя и внешнего мира заложено в религии. В ее
примитивных формах присутствуют, с одной стороны,   идея бога
как всемогущего и всезнающего, а с другой
идея ничтожества
человека, постоянно стремящегося к богу как к истине. “Господи,
наставь меня на путь истинный...”.
Субъективное
воспринимается как
мне принадлежащее,
а объективное
как
чужое, мне не
принадлежащее
.
Та же идея присутствует и в понятии всеобщего закона,
которому подчиняется все земное, в том числе и человек.
Несовершенство человека
это прежде всего несовершенство его
сознания, являющееся его объективной природой и ахиллесовой
пятой. Сознание оказывалось ущербным изначально. 
Это только одна из точек зрения.
Овладение объектом
означало процесс
присвоения и
превращения его в
свою собственность
Hosted by uCoz