Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 80 
Next page End  

     И тем не менее, соединить (или разъединить)
конкретное с общим посредством понятия "факт"
имеет смысл. По крайней мере, по двум причинам: они
безусловно связаны, более того, обусловливают друг
друга, и отказать некоему общему в конкретном
содержании довольно сложно.    
Человек всегда
противостоит не
миру фактов, а
определенной
локальной системе
фактов.
     Явно никто за это не берется. Получается
своеобразная игра в одни ворота. Конкретное
отличают и, вполне обоснованно, от общего, но общее
отличить от конкретного весьма трудно. Если только
не придерживаться жестко сформулированного
понятия конкретного как чувственного и физического
построения мира.
     
                                            2
      Если придерживаться сформулированного
принципа взаимосвязи чувственного и абстрактного
восприятия мира и построения отношений с ним (а это
без сомнения так), то требуется решить, по крайней
мере, три задачи: пересмотреть понятия "общее",
"конкретное" относительно друг друга и определить
природу их взаимосвязи.
     Сложность заключается в следующем. Если общее
рассматривать как разновидность конкретного (а это, в
принципе, вполне можно обосновать), то тогда
меняется понятие "конкретное". Но затрудняет
описание чувственного физического мира. Новое
понятие может быть ему не адекватно, поскольку
может быть шире, уже или просто другим. В каждом
из этих случаев, решая одну задачу мы получаем
сложности при решении другой. Построение какого-
либо силлогизма оказывается просто невозможно,
поскольку понятия и, естественно, посылки становятся
неопределенными.
Социальный закон
является
устойчивым,
самостоятельным
образованием и
вполне подпадает под
категорию "факт".
     Теперь разберемся, может ли общее быть
конкретным, и в каких случаях? Каким образом
меняется понятие "конкретное" и каково содержание в
этом случае общего?
     Если философы говорят, что факт
это всегда
нечто конкретное, то противопоставлять ему по этому
признаку общее нельзя, поскольку последнее также
может быть фактом, если оно существует и
зафиксировано как устойчивое и самостоятельное
образование. С последним вряд ли кто будет спорить.
Закон, например социальный, является устойчивым,
самостоятельным образованием и вполне подпадает
под категорию "факта".
     Таким образом, если рассматривать соотношение
общего как результат абстрактно-отвлеченного
мышления и единичного как следствие чувственного
Hosted by uCoz