Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 167 
Next page End  

of social identity). Что касается гендерных проблем, то прочная идентификация с тем или иным полом
может стать источником чувства самоосознания и принадлежности к группе, а в случае с женщинами —
помочь создать основу для коллективного движения, которое добьется больших успехов в повышении их
общественного статуса. С другой стороны, чрезмерная сосредоточенность на отличительных
особенностях мужчин и женщин способна породить преувеличенное восприятие гендерных различий,
которое будет препятствовать достижению равенства гендеров, поскольку распространенные гендерные
стереотипы нередко используются для оправдания сложившегося общественного порядка. Пристрастное
отношение к своей гендерной группе также может привести к распри между гендерами. Например, так
называемая «порка мужчин» может укрепить социальную идентичность представителей этого гендера,
если они ощутят, что порождаемые при этом негативные стереотипы явно незаслуженные. Недавно в
ответ на нападки на традиционные мужские качества начали создаваться объединения мужчин, в
которых их поощряют «открыть в себе дикаря» (см., к примеру, книгу Роберта Блая «Железный Джон»
(Robert Bly. Iron John, 1990). К сожалению, когда гендерная идентичность мужчин укрепляется в
результате восприятия ими факта несправедливой дискредитации их гендерной группы, она может
превратиться в серьезное препятствие любым социальным переменам, направленным на достижение
равноправия женщин.
Парадокс социальной идентичности (Paradox of social identity). Прочная идентификация с
собственной группой и принижение других групп могут привести к преувеличению групповых различий,
конфликтам между группами и породить сопротивление социальным переменам.
При проведении одного из недавних исследований (Burn, 1993) я обнаружила дополнительные
свидетельства в поддержку подобных идей. Так, участвовавшие в моих опытах женщины, в
соответствии с их пристрастным отношением к своей гендерной группе, сочли показанные им
мультфильмы на тему «порки мужчин» более забавными и более правдивыми, чем это показалось самим
мужчинам. Согласно идее о том, что внутригрупповая идентификация особенно важна для членов групп
с низким статусом, женщины демонстрировали более активное стремление проявить себя в качестве
представительниц своего пола. Кроме того, в соответствии с парадоксом социальной идентичности,
женщины, прочно идентифицировавшие себя в качестве представительниц своей гендерной группы,
оказывали более активную поддержку политике равенства полов, в то время как мужчины, которые
также прочно идентифицировали себя с представителями своего гендера, оказывали этой политике
заметно меньшую поддержку. Поскольку социальная идентичность имеет большее значение для членов
группы с низким статусом, то при достижении гендерного равноправия роль гендерной идентификации
в формировании самооценки и пристрастного отношения к своей группе должна постепенно
уменьшаться. Однако, по иронии судьбы, в то время как у женщин фокусирование внимания на
особенностях своего гендера может стать эффективным способом устранения их дискриминации,
равноправие гендеров никогда не будет достигнуто, если отношение женщин к мужчинам как к членам
чужой группы будет вызывать со стороны мужчин негативную реакцию, которая воспрепятствует
налаживанию социального взаимодействия этих гендерных групп.
Акцентирование внимания на гендере ведет не только к преувеличению гендерных различий и
стимулированию разделения общества на мужчин и женщин, это действительно может привести к
углублению уже существующих различий между гендерами. Крокер и Мэйджор (Crocker & Major, 1989)
указывали на то, что если члены группы сознательно недооценивают какое-то качество другой группы,
то и сами они лишаются мотивации для достижения успехов в данной сфере. Например, если мужчины
принижают значение эмоциональной чувствительности (традиционно женской черты), то они и не
стремятся развивать это качество у себя, в результате чего между полами возникнут еще более серьезные
различия по данному параметру. Таврис (Tavris, 1992) говорит о том, что нам следует воспринимать
различия между мужчинами и женщинами как нечто вполне естественное и не рассуждать так часто о
дихотомии полов и гендерной идентификации. По ее мнению, подобная тенденция отвлекает нас от
сосредоточения усилий на том, чтобы создать сообщество людей с качествами, которые мы хотели бы
видеть у обоих полов.
Пристрастное отношение к своей группе и предубежденное — к чужим также способствует
Hosted by uCoz