Navigation bar
  Print document Start Previous page
 114 of 167 
Next page End  

характеристиками, а какие культуральными. Другими словами, если конкретное гендерное различие
наблюдается в культурах, которые довольно сильно отличаются в других аспектах, можно
предположить, что у этого различия есть биологическая основа.
Тем не менее сложно определить, указывают ли сходства на эволюционные факторы (и, таким
образом, заложены генетически), или же они отражают общие способы разрешения проблем
выживания, с которыми сталкиваются люди во всех культурах (и, таким образом, являются результатом
культурного научения). Например, почти в каждом сообществе существует чашка для питья с ручкой. И
тем не менее это не означает, что существует «ген чашки с ручкой». Скорее это говорит о том, что люди
испытывали общую потребность в такой чашке и ответили на нее изготовлением похожих предметов.
Подобным образом практически в каждом сообществе уход за детьми предоставлен женщинам, в то
время как охота и ведение войны являются мужскими занятиями. Хотя такое разделение ролей может
иметь под собой эволюционную основу, оно могло возникнуть потому, что кормление грудью делало
другие упомянутые занятия слишком сложными для женщин (Singleton, 1987).
Кросс-культурные изыскания — относительно новая область психологического исследования
гендера, и то, что ей посвящена довольно короткая глава, является отражением новизны темы, а не
степени ее важности. Многие из цитируемых здесь исследований были проведены психологами из
других стран или при их участии. Насколько мне известно, никто еще не занимался систематическим
обзором психологических исследований гендера по всем странам мира. К сожалению, в силу языкового
барьера я, вероятно, упустила некоторое количество важных исследований, опубликованных не на
английском языке.
Панкультурные гендерные сходства
Психологи, занимающиеся кросс-культурными вопросами, часто говорят об «этике» и «эмике».
Этика —
общие, универсальные аспекты обществ, в то время как эмика
уникальные для данной
культуры характеристики. По мнению Берри (Berry, 1980), эти термины были впервые предложены
Пайком (Pike, 1954) и происходят от лингвистических терминов «фонетика» и «фонемика». Фонемика
фокусируется на звуках, которые являются уникальными для определенной языковой системы, в то
время как фонетика обращается к общим или универсальным аспектам. Если отбросить корень (фон-), то
оставшиеся суффиксы (-этика и -эмика) можно использовать для обозначения различия между
локальным и универсальным.
Литература, посвященная кросс-культурным аспектам гендера, наводит на мысль о том, что
существует четыре аспекта гендерной этики, в которых сходятся различные по другим показателям
культуры. Это: 1) разделение труда по половому признаку (гендерные роли), 2) убеждения или
стереотипы, связанные с различиями между женщинами и мужчинами (гендерные стереотипы), 3)
дифференциальная социализация мальчиков и девочек, и 4) меньшая власть и более низкий статус
женщин.
Как уже упоминалось ранее в этой книге, физические различия между женщинами и мужчинами
породили разделение труда по половому признаку и способствовали развитию разных форм поведения
на основе гендера. Как отмечала Бем (Bem, 1993), когда-то ни в одной из культур не было ни средств
контроля рождаемости, ни искусственного вскармливания, и было совсем немного приспособлений,
уменьшающих значение физической силы. Представляется, что гендерные стереотипы возникли, чтобы
обосновать появившееся разделение труда (Hoffman & Hurst, 1990), и гендерные роли оказались
встроенными в культуру, так как «социально полезные системы убеждений становятся частью
культурного уклада» (Williams & Best, 1990 а). Соответственно и детей по-разному социализируют, так
чтобы приготовить их к разным гендерным ролям (Williams & Best, 1990 а).
Разделение труда, обусловленное полом
Исторически сложилось так, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняли
разную работу (Almeida Acosta & Sanchez de Almeida, 1983; Davidson & Thomson, 1980; Munroe & Munroe,
Hosted by uCoz