Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 167 
Next page End  

вопрос с помощью группы из 100 американских студентов, которые оценили каждое из 300
прилагательных по пятибалльной шкале предпочтительности.
Для каждой страны был вычислен средний балл предпочтительности для мужского и женского
наборов прилагательных. Страны значительно различались по предпочтительности, ассоциируемой и с
мужскими, и с женскими стереотипами. Например, в Австралии, Бразилии, Перу и Италии мужские
стереотипы были довольно неблагоприятными, в то время как в Японии, Нигерии, Южной Африке и
Малайзии они были скорее благоприятными. В Италии, Перу и Шотландии придерживались довольно
положительных стереотипов, связанных с женщинами, а в Южной Африке, Нигерии, Японии и
Малайзии они были отрицательными. Из двадцати пяти стран явного различия в предпочтительности
мужских и женских стереотипов не было отмечено только в Финляндии и на Тринидаде. Из оставшихся
двадцати трех стран в одиннадцати мужские стереотипы были до какой-то степени более
предпочтительными и в двенадцати предпочтение отдавалось женским стереотипам. (Внимание!
Необходимо помнить, что предпочтительность оценивалась американскими студентами, тогда как в
реальности предпочтительность может зависеть от культуры, т. е. одна и та же черта может
восприниматься как отрицательная в одной культуре и как положительная в другой.)
Пытаясь объяснить существующие между странами различия в предпочтении гендерных
стереотипов, Вильямс и Бест (1990 а) обратились к показателям экономического и социального
развития, а также к основным вероисповеданиям. Единственным значимым фактором оказалась
религия. Женские стереотипы были более благоприятными в тех странах, чьи традиции включают
поклонение божествам и святым женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных
церемониях. Например, в католических странах стереотипы, связанные с женщинами, были в целом
более положительными, чем в протестантских (в католицизме есть и культ Девы Марии, и монахини). В
Пакистане женские стереотипы гораздо более негативны, чем в Индии. В исламской теологии
Пакистана все значимые религиозные фигуры — мужчины и отправление религиозных обрядов
осуществляется только мужчинами. Напротив, индийцы — последователи индуизма, которых
исследовали Вильямс и Бест, следуют религиозной традиции, которая включает поклонение божествам
женского пола. И мужчины и женщины служат в индуистских храмах и несут ответственность за
выполнение религиозных обрядов.
Вильямс и Бест (Williams & Best, 1990 а) признали, что полученные ими данные о том, насколько
близки по степени предпочтительности женские и мужские стереотипы, являются неожиданными в
свете распространенного, мнения, что мужские черты социально более привлекательны. Они
предположили, что большая привлекательность мужских стереотипов имеет место не столько в силу их
«положительности», сколько в результате ассоциируемых с ними силы и активности. Чтобы проверить
эту гипотезу, они попросили одну группу, состоящую из 100 американских студентов, оценить 300
прилагательных по пятибалльной шкале «сильный/слабый», а другую группу из 100 студентов —
оценить те же прилагательные по пятибалльной шкале «активный/пассивный». Затем по каждой стране
были рассчитаны средние баллы активности для женских стереотипов, активности для мужских
стереотипов, силы для женских стереотипов и, наконец, силы для мужских стереотипов. Результаты? Во
всех странах женские стереотипы оценивались как более пассивные и слабые по сравнению с
мужскими.
Ранее в этой книге отмечалось, что мужественность обычно связывается с состязательностью,
автономностью, стремлением обладать контролем, в то время как женственность ассоциируется с
межличностным взаимодействием, общительностью, а также с осознанием и активным выражением
собственных чувств (Ickes & Barnes, 1978). Такие исследователи, как Бакан (Bakan, 1966), разделили эти
понятия на две большие категории: действие и взаимодействие, первая из которых ассоциируется с
мужским началом, а вторая — с женским. Вильямс и Бест (Williams & Best, 1990 а) обнаружили, что
параметры действия чаще ассоциируются с мужскими стереотипами, а параметры взаимодействия — с
женскими.
Несмотря на то что Вильямс и Бест (Williams & Best, 1990 а) установили существование разницы в
степени расхождения между мужскими и женскими стереотипами в разных странах, а также некоторые
отличия в содержании самих стереотипов, общий характер полученных ими результатов указывал на
удивительное панкультурное сходство гендерных стереотипов. Является ли это панкультурное сходство
Hosted by uCoz