Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 167 
Next page End  

не привели ли наши определения власти и статуса к тому, что мы упустили из виду власть и статус
женщины в доме, а также тот факт, что в некоторых культурах к женщинам относятся «раздельно, но
равно». Он много говорил о современной Японии, где женщины управляют семейным бюджетом, а
также могут работать, учиться, писать стихи, в то время как их мужья являются «рабами корпорации».
Подобным образом можно воспринимать и американских женщин, принадлежащих к высшему среднему
классу. Однако большинство женщин в мире ведут совсем не такую жизнь, даже в США и Японии.
Например, женщины составляют половину рабочей силы в Японии, но занимаются непрестижным
трудом, зарабатывают меньше, чем мужчины, и при этом ожидается также, что даже при полной
занятости они будут выполнять все традиционные домашние обязанности (Lebra, 1984).
Несмотря на то что могут иметь место случаи, когда отсутствие женщин в политике или на
ведущих позициях в трудовой деятельности дает неверное представление о власти, которой они
располагают в быту, исследования (Lips, 1991; Stroh et al., 1992; Weller, 1968) показали, что чем больше
денежный вклад женщины в семейный бюджет, тем больше ее власть в принятии решений. Другими
словами, мужчины пользуются значительной властью даже в областях, которые мы считаем
традиционно женскими. Так, Энгл (Engle, 1993) обнаружил, что в гватемальских семьях чем выше доход
женщины по отношению к общему доходу семьи, тем больше ее роль в принятии семейных решений
(единственным исключением является покупка еды — это решение в любом случае остается за
женщиной). Триандис (Triandis, 1994) отмечал, что насилие по отношению к женам распространено
примерно в 84% стран, что взрослые женщины с наибольшей вероятностью становятся жертвами
насилия, а взрослые мужчины — виновными в его совершении, и что избиение жен случается чаще
всего в тех сообществах, где муж пользуется большей экономической властью и свободой в принятии
решений, чем жена.
Почему на всем земном шаре женщины ниже по статусу и пользуются меньшей властью, чем
мужчины? Как и разделение труда по половому признаку, это явление также может иметь корни в
физических различиях между полами. Одно время женщины зависели от мужчин в том, что касалось
физической защиты и экономической поддержки, так как вынашивали и растили детей.
Меньшие физические размеры женщин также, несомненно, способствовали тому, чтобы
мужчины над ними доминировали. Триандис (Triandis, 1994) предположил, что такие опасные занятия,
как охота и война, были неуместными для женщин и в то же время превозносились, с тем чтобы обязать
мужчин ими заниматься. С его точки зрения, продолжающаяся традиция восхваления мужских занятий
является пережитком того, что раньше было функциональным убеждением. Бем (Bem, 1993)
предположила, что женщины могли быть так поглощены вскармливанием младенцев, воспитанием
детей и другими обязанностями, что у них оказалось меньше возможности оформить и легализовать
собственную власть. Во всем мире женщины продолжают нести основную ответственность за домашнее
хозяйство и детей, а это ограничивает их экономическую и политическую власть.
Кросс-культурные гендерно-ролевые идеологии
Хотя можно найти много общего в общекультурных гендерных стереотипах, разделении труда по
половому признаку и статусе женщин, культуры все-таки различаются по свойственным им
представлениям о том, какими должны быть ролевые отношения между мужчинами и женщинами, то
есть по гендерно-
или поло-ролевой идеологии. Некоторые общества являются более традиционными,
полагая, что мужчины более значимы, чем женщины, и имеют право повелевать ими, тогда как другие
являются более современными и эгалитарными, считая, что мужчины и женщины в равной степени
важны и что мужчины не должны господствовать над женщинами (Williams & Best, 1990 b).
Раз за разом выясняется, что в сфере гендерно-ролевой идеологии женщины придерживаются
более эгалитаристских взглядов, чем мужчины. Эти данные были получены при исследованиях
американцев (Spence & Helmrich, 1978), ливанцев (Spence & Helmrich, 1978), израильских евреев и арабов
(Seginer et al., 1990), североирландцев (Kremer & Curry, 1987), британцев, ирландцев и канадцев (Kalin et
al., 1982), жителей Фиджи (Basow, 1986 а), бразильцев (Spence & Helmrich, 1978); в восьми из
четырнадцати культур, исследованных Уильямсом и Бестом (Williams & Best, 1990 b); а также в
Hosted by uCoz