Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 167 
Next page End  

исследовании студентов, представлявших 46 стран (Gibbons et al., 1991). Вероятно, это различие
существует, поскольку выгоды гендерного равенства очевиднее для женщин, которые, как мы уже
замечали, обладают более низким статусом в силу своей половой принадлежности.
Уильямс и Бест (1990 b) изучили гендерно-ролевую идеологию в четырнадцати странах
(Нидерландах, Германии, Финляндии, Англии, Италии, Венесуэле, Соединенных Штатах, Канаде,
Сингапуре, Малайзии, Японии, Индии, Пакистане, Нигерии), используя SRI («Шкалу поло-ролевой
идеологии» Sex-Role Ideology Scale), разработанную Калином и Тилби (Kalin & Tilby, 1978). SRI требует,
чтобы респонденты указали степень, в которой они согласны с каждым из тридцати утверждений,
таких, как: «Первая забота женщины, имеющей маленьких детей,— дом и семья», «Ради блага семьи жена
должна вступать в половые сношения со своим мужем, хочет она этого или нет» и «Женская и мужская
работа не должны сильно отличаться по своему характеру». Уильямс и Бест (1990 b) обнаружили
значительные межкультурные различия в том, в какой степени респонденты придерживались
традиционной или современной идеологии. Порядок расположения четырнадцати стран в первом
предложении этого абзаца отражает полученные исследователями данные. Первая из этих стран,
Нидерланды, отличалась наиболее эгалитаристской гендерно-ролевой идеологией, а в последней,
Нигерии, были отмечены наиболее традиционные и наименее эгалитаристские взгляды.
Затем Уильямс и Бест (1990 b) соотнесли данные SRI с экономическим развитием, религией,
процентом женщин, занятых вне дома, и процентом женщин, посещающих университеты, в каждой
стране. Результаты этого анализа показали, что гендерно-ролевая идеология меняется в сторону более
эгалитарной по мере экономического развития, что мусульманские страны отличаются более
традиционной идеологией, чем христианские, и что более высокое число работающих женщин и
женщин, обучающихся в университетах, связано с более эгалитаристской гендерно-ролевой идеологией.
Внутри отдельной культуры могли также иметь место значительные вариации в гендерно-ролевой
идеологии, обусловленные образованием, принадлежностью к определенному поколению и влиянием
культуры других обществ. Эту особенность хорошо иллюстрирует обзор исследовательской литературы
по гендерно-ролевой идеологии у испано-американских женщин, проведенный Васкес-Натталл
(Vazques-Nuttall et al., 1987). Этот обзор показал, что испано-американские женщины, имеющие более
тесные контакты с англо-американским обществом, придерживались более эгалитаристских концепций
в отношении гендерных ролей (Canino, 1982; Espin & Warner, 1982; Kranau et al., 1982; Torres-Matrullo,
1980), лучше образованные испано-американки имели более либеральные взгляды (Pacheco, 1981; Soto
& Shaver, 1982), а представители старшего поколения придерживались более консервативной
идеологии, чем люди младшего возраста (Rosario, 1982; Soto & Shaver, 1982).
Заключительные замечания
Эта глава была в основном посвящена гендерным «этикам» (культурным универсалиям), но
гендерные «эмики» (культурная специфика) также важны, особенно при рассмотрении процесса
изменения гендерных ролей. Здесь имеется несколько аспектов. Один состоит в следующем: культура
влияет на то, в какой степени человек готов оставаться самим собой, не становясь конформистом.
Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность
властям и верность групповым нормам. Западные культуры, подобные той, которая сложилась в США,
характеризуются психологами как индивидуалистические общества. В индивидуалистических обществах
люди больше интересуются собственной карьерой, личными правами и независимостью (Hofstede, 1984;
Hui & Triandis, 1986), и это обстоятельство облегчает отступление от превалирующих социальных норм.
Коллективистские общества, подобные японскому, придают повышенное значение подчинению
индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях
окружающих и взаимозависимости (Hui & Triandis, 1986). Конформизм и покорность в таких обществах
социально поощряются и ценятся в большей степени, чем в США. Могаддам и его коллеги (Moghaddam
et al., 1993) также предположили, что культуры, в которых поощряется покорность старшим, могут
отличаться большей резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее
охотно принимают изменения.
Hosted by uCoz