Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 167 
Next page End  

от нашей, это вовсе не означает, что она плоха.
С другой стороны, как указала Нуссбаум (Nussbaum, 1992), мы можем зайти чересчур далеко в
преклонении перед культурными различиями. Она привела ряд случаев, когда ученые из уважения к
какой-то культуре выступали в защиту вызывающих тревогу культурных обычаев. Подобные действия
представляют собой опасное приближение к тому, что философы называют «культурным
релятивизмом»,— к идее, что нечто правильно (или ошибочно) с моральной точки зрения, если культура
говорит, что это правильно или ошибочно. Как указал философ Дж. Рейчелз (J. Rachels, 1993), не
выдерживает критики следующее утверждение: поскольку культуры различаются, то можно спорить, что
правильно, а что неправильно. Если мы примем культурный релятивизм без оговорок, то придется
согласиться, что никакие модели поведения не являются аморальными, поскольку есть страны, где их не
считают таковыми. Следует ли бить жену лишь потому, что в Кувейте такие действия являются
допустимым культурным обычаем? А как быть с ритуальным повреждением женских гениталий в
некоторых африканских странах? Естественно, что мы не должны отвергать культурные обычаи лишь
потому, что они — не наши собственные, и что мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца
понять людей из других стран. Верно также, что многие культурные обычаи — это не более чем
«социальные договоренности», которые, объективно говоря, не являются ни правильными, ни
ошибочными и к которым мы должны относиться без предубеждений (Rachels, 1986). Но должны ли мы
из уважения к существующей культуре принимать культурные обычаи, очевидным следствием которых
становится нанесение серьезного ущерба большим сегментам общества? Если бы мы поступили
подобным образом в США, то не отменили бы рабство, не позволили женщинам голосовать и не
приняли законы о гражданских правах. Как заметил Рейчелз (1986), мы не сможем добиться морального
прогресса, если зайдем в культурном релятивизме слишком далеко. Заявление, что культурные обычаи
являются правильными, поскольку культура говорит, что они таковы, не позволяет нам подвергать их
сомнению и изменять, когда перемены назрели.
Я согласна с Рейчелзом, когда он утверждает, что некоторые ценности выходят за рамки
культуры, т. е. что они желательны независимо от культуры. Немного поразмышляв, вы придете к
такому же заключению. Например, вы наверняка согласитесь, что запрещения рабства желают во всем
мире. Рейчелз (1986) замечает, что другой такой ценностью должно быть безоговорочное соблюдение
интересов каждого человека, если только люди не заслуживают особого к себе отношения вследствие их
прошлых поступков. Такой принцип не оставляет места расизму и сексизму. Нельзя относиться к людям
по-разному лишь в силу их половой или расовой принадлежности.
Этот принцип является универсальной ценностью не потому, что об этом говорю я, и не потому,
что в настоящей момент он высоко ценится западными людьми. Он должен быть универсальной
моральной ценностью потому, что, как заявляет Рейчелз (1986), он остается действенным даже после
самого тщательного изучения. Основная идея заключается здесь в том, что гендерное равенство и
культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение
культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существуют
несколько универсальных ценностей, таких, как гендерное и расовое равенство, которые должны
заставлять нас придирчиво относиться к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.
Резюме
Часто полагают, что культурные универсалии (этики) — обычаи, встречающиеся во многих
обществах по всему миру,— указывают на то, что гендерные различия имеют биологическую основу.
Однако трудно сказать, вызваны ли эти подобия эволюционными факторами, или же они являются
распространенным решением проблем, с которыми сталкивается все человечество.
Разделение труда на основе половой принадлежности присуще всем культурам, как присущи им
гендерные стереотипы, дифференцированная социализация мальчиков и девочек и более низкий статус
и меньшие властные возможности женщин по сравнению с мужчинами.
Hosted by uCoz