Navigation bar
  Print document Start Previous page
 143 of 167 
Next page End  

(Newport, 1993). Однако в настоящей книге показано, что гендерные различия далеко не столь велики,
как наше общество заставляет нас думать. Они не обнаруживаются в таких важных областях, как память,
интеллект, творчество, аналитические способности, способность руководить и личностные качества.
Небольшие различия находят в отдельных вербальных, математических способностях и
пространственном мышлении, но даже когда гендерные различия, связанные с когнитивными
способностями, все-таки обнаруживают, они весьма незначительны, составляя в среднем примерно 5—
10%.
Исследования гендерных различий в эмоциях, эмпатии, агрессии, альтруизме и способности
влиять на других показали, что различия не только малы, но и во многом зависят от гендерных норм,
характерных для изучаемой ситуации.
Существует три взаимосвязанных причины, обусловливающих то, почему мы считаем, что
гендерные различия более значительны, чем они есть на самом деле. Во-первых, наше общество
постоянно обращает наше внимание на гендер и провозглашает тысячью различных способов, что
мужчины и женщины не похожи друг на друга. Во-вторых, подчеркивание нашим обществом гендерных
особенностей способствует развитию гендерных схем. Подобное когнитивное разделение на категории
влияет на информационные процессы, в результате чего мы чаще замечаем, запоминаем и
перерабатываем ту информацию, которая согласуется с нашими гендерными ожиданиями. Тем самым
мы склонны замечать и объяснять поведение таким образом, который подкрепляет наши представления
о гендерных различиях. В-третьих, большинство социальных ролей исполняется главным образом либо
одним, либо другим полом. Женские роли, как правило, требуют иных моделей поведения и навыков,
нежели мужские роли. В результате создается впечатление, что оба гендера очень сильно разнятся
между собой.
Ложное представление 2: гендерные различия вызваны фундаментальными биологическими
различиями между полами
В конце главы 2 мы назвали это представление фундаментальной ошибкой гендерной атрибуции
(fundamental gender attribution error). Представление, что гендерные различия обусловлены
фундаментальными биологическими различиями, не вызывает удивления, если учитывать те сигналы,
которые мы получаем из окружающей нас культурной среды. Это фактор, дополняемый озабоченностью
сексуальными отношениями, которая привлекает наше внимание к анатомическим/биологическим
различиям между гендерами, делает биологическую атрибуцию гендерных различий более когнитивно
доступной и вероятной. Социальные данные о гендерных различиях являются для большинства людей
менее когнитивно доступными. Одной из важных задач этой книги является демонстрация того, что
различия между полами часто обусловлены сексуально сегрегированными социальными ролями и
дифференцированной социализацией, а не биологическими причинами. Мы начинаем социализировать
наших детей по-разному с раннего возраста в зависимости от их пола и прививаем мужчинам и
женщинам различные ожидания на протяжении всей их жизни. Тот факт, что гендерные различия в
таких областях, как агрессия, альтруизм, эмоции и эмпатия, зависят от гендерных норм социальной
ситуации и что гендерные различия уменьшаются по мере того, как изменяются социальные институты,
также указывает на ту большую роль, которую социальные факторы играют в формировании гендерных
различий.
Ложное представление 3: биологические гендерные различия обусловливают лучшую
приспособляемость мужчин и женщин к различным социальным ролям
Хотя и верно, что гендерные роли могут изначально возникать в силу половых различий в
физических возможностях и способности женщин кормить младенцев, эти различия не оправдывают то
дифференцированное отношение к мужчинам и женщинам, которое имеет место в современном
обществе. К примеру, в отличие от мужчин, женщины редко занимают властные должности в нашем
обществе, однако нет свидетельств, что мужчины лучше исполняют роль лидеров, чем женщины.
Гендерные различия в когнитивных способностях также не столь значительны, чтобы оправдывать
подготовку мужчин и женщин к различной профессиональной деятельности. Перефразируя Хаббарда
(Hubbard, 1990), можно сказать, что способности людей выполнять социально полезные задачи,
Hosted by uCoz