Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 167 
Next page End  

Такая схема поведения описывается социально-когнитивной теорией гендерной саморегуляции (social
cognitive theory of gender self-regulation).
Несмотря на то что дети получают информацию от представителей обоих гендеров (Maccoby &
Jacklin, 1974), исследование показало, что они склонны воспроизводить в поведении именно те модели,
которые соответствуют их гендеру (Martin & Halverson, 1981, 1983 а). Перри и Басси (Perry & Bussey,
1979) обнаружили, что дети наблюдают, насколько часто в поведении мужчин и женщин встречаются те
или иные виды деятельности, а затем используют полученные знания для того, чтобы выстроить
собственное поведение. Было выявлено, что ребенок вероятнее станет имитировать поведение
взрослого, если считает, что эта модель точно отражает правильное гендерно-ролевое поведение.
Именно поэтому дети тех, кто демонстрирует выходящее за рамки гендерно-ролевых стереотипов
поведение, могут все же воспринять модели поведения, типичные для их гендерных ролей; наблюдая за
другими взрослыми, они заключают, что поведение их родителей нестандартно, поэтому не имитируют
его.
Многие рассказывали мне о людях, которые мечтали вырастить своего ребенка свободным от
гендерных стереотипов, но в результате получали полную противоположность. По всей видимости,
дело в том, заключали они, что биологические гендерные отличия оказались сильнее попыток
родительской социализации. Однако необходимо помнить, что родители — это не единственные для
ребенка социализирующие фигуры и не единственные его ролевые модели. Нельзя забывать и то, что
гендерно-ролевая социализация — это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни,
он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. На протяжении жизненного пути материалом
для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью
и женственностью (Lott & Maluso, 1993).
Наша культура мириадами способов доносит до каждого человека утверждение, гласящее, что
мужчины и женщины — разные существа и должны таковыми оставаться. А ведь без помощи
социальной информации предельно сложно разобраться в окружающем нас запутанном мире и
существовать в нем. Иногда упомянутая информация поступает к нам непосредственно от окружающих,
но в культуре есть для этой цели и специальные средства.
Представления о психологическом типе мужчин и женщин впитались в мифы и религию,
сказания и письменную литературу. Герои и героини, реальные или вымышленные, несут в себе целый
набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих
мужскому или женскому полу (Williams & Best, 1990 а, р. 240).
Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации
Детская литература
Учителя, другие дети, родители других детей, книги, родственники, игрушки и телевидение — из
всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как
соответствующее тому или другому гендеру. В большинстве исследований, касающихся сексизма в
детской литературе, основное внимание уделялось анализу содержания текстов, а о его влиянии на
поведение умалчивалось. Однако эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых
прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в
детских играх (Ashton, 1983).
Сексизм (Sexism). Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по
отношению к представителям того или иного пола; институциональная практика (даже если она не
мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола
навязывается подчиненное положение.
Хотя недавние исследования (см., например, Purcell & Stewart, 1990) показали, что описания
гендера в книгах, изданных после 1980 г., в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще
полны книгами, созданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола
Hosted by uCoz