Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 167 
Next page End  

специфически мужской области деятельности, например полицейскими. Аткин и его коллеги
исчерпывающим образом проанализировали и описали 555 телевизионных персонажей. По поводу
женских ролей в их отчете говорится следующее: «Подавляющее большинство отражает мужские
фантазии о полуодетой глупышке, которую необходимо спасти» (Atkin et al., 1991, p. 679).
Вандеберг и Штрекфусс (VandeBerg & Streckfuss, 1992) провели анализ 116 телевизионных
программ, которые за две недели транслировались в лучшее эфирное время по одному из трех
крупнейших американских телеканалов. По их подсчетам, ни в одной из этих программ соотношение
мужских и женских ролей не превысило 2:1 (т. е. 65% мужчин и 35% женщин). При этом работающих
женщин стараются значительно реже изображать принимающими решения, утверждающими рыночную
политику корпорации, выполняющими социально и экономически результативную работу. Более того,
исследователи отметили, что телевизионные героини, занимающие руководящие посты высокого
уровня, как правило, унаследовали их от своих мужей или родственников. Несмотря на то что мужчины
гораздо чаще появляются на телеэкранах и при этом их показывают более сильными личностями по
сравнению с женщинами, образы мужчин также оставляют желать лучшего. Вандеберг и Штрекфусс
заметили, что мужчин часто изображают жесткими, эгоцентричными, настроенными на агрессию и
соперничество. Наконец, отрицательными персонажами предпочитают делать мужчин, тогда как
женщин стремятся показать чуткими и добросердечными.
Дэвис (Davis, 1991) провел анализ всех телевизионных программ, вышедших в эфир весной 1987
г. Он насчитал значительно больше мужских персонажей, чем женских (65% против 35%). Кроме того,
он обнаружил, что взрослые женщины в целом значительно моложе, чем взрослые мужчины (примерно
на 10 лет), что женщина имеет в четыре раза больше шансов оказаться блондинкой, чем мужчина —
блондином, и наконец, женщины в четыре раза чаще оказываются провокационно одетыми, чем
персонажи мужского пола.
Согласно Таврис (Tavris, 1992), анализ телепередач, проведенный Бреттом Силверстайном
(Silverstein) в конце 80-х гг., показал, что худых женщин на телевидении 69%, тогда как мужчин — всего
17,5%. Дэвис (Davis, 1991) высказал мнение, что из всего этого складывается портрет молодой,
сексуально привлекательной женщины, которая во многих программах служит скорее украшением, чем
действующим лицом. Дэвис приходит к выводу, что такой телевизионный образ внушает нам, что
женщина ценится, пока она молода и удовлетворяет принятым в данной культуре понятиям о красоте и
женственности. Спросите знакомых женщин, что они думают по этому поводу.
Стоит также остановиться на том, как изображают мужчин и женщин спортивные программы.
Анализируя результаты исследования мужского образа в спортивных программах, Сабо и Янсен (Sabo &
Jansen, 1992) пришли к выводу, что в спорте мужчины показаны доминантными, мужественными,
значимыми, тогда как женщин показывают управляемыми, женственными и обесцениваемыми. В
частности, они сообщают, что спортивные СМИ нередко низводят женщину до уровня сексуального
объекта (ярким примером может быть печально известный выпуск Sports Illustrated о купальниках) и что
от 85 до 95% времени, которое СМИ уделяют спорту, занимает информация о мужском спорте. Из видов
спорта, в которых участвуют женщины, полнее освещаются в СМИ те, что более женственны, как,
например, фигурное катание. Если анализировать содержание репортажей, то результаты весьма
показательны. В репортажах о мужских видах спорта преобладают описания физической силы и
доминирования. Когда речь идет о женском спорте, описание часто разворачивается вокруг внешнего
вида, привлекательности, грации, а о силе практически не упоминается (Sabo & Jansen, 1992).
Контент-анализ (Content analysis). Метод систематизированной фиксации и квантификации
единиц содержания в исследуемом материале, в частности, выявляющий случайные и неслучайные
элементы (Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер,
1999).
Контент-анализ рекламных роликов на телевидении показал, что их создатели, изображая
мужчин и женщин, также широко используют половые стереотипы. В исследованиях подобного рода
(Bretl & Cantor, 1988; Lovdal, 1989) обнаружилось, что властный голос в рекламе всегда принадлежит
мужчине, подавляющее большинство роликов с участием женщин рекламируют товары для дома, а
Hosted by uCoz