Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 167 
Next page End  

реклама замороженных обедов Hungry Man, где многократно уменьшенная женщина подает на стол
своему гигантскому мужу не менее огромное блюдо. В другой группе демонстрировались те же самые
рекламные ролики, только все роли в них исполняли актеры противоположного пола.
В качестве исходной гипотезы исследователи предположили, что женщины, просмотревшие
традиционные ролики, проявят меньшую независимость в суждениях и меньшую уверенность в себе
(зависимые переменные), чем женщины, которые видели ролики с переменой ролей. Чтобы измерить
уровень независимости суждений, исследователи предложили половине испытуемых принять участие в
фиктивном эксперименте, в котором якобы изучалось, какие мультфильмы люди считают смешными.
Участницы должны были оценить «веселость» 16 мультфильмов. Объясняя условия, экспериментатор
попутно указывал на большую доску с начерченной на ней таблицей, которая якобы отражала оценки
предыдущих испытуемых, и говорил каждой участнице, что ее ответы тоже будут внесены в
соответствующую колонку. Женщины, смотревшие традиционные ролики, оказались под гораздо более
сильным влиянием этих фальшивых оценок.
Другая половина испытуемых приняла участие в исследовании мнений относительно СМИ
(тоже, естественно, фиктивном), которое было предпринято с целью измерить воздействие
просмотренных рекламных роликов на уровень уверенности в себе. Участницам предлагалось
произнести 4-минутную импровизированную речь на одну из двух тем (по выбору): «опасная и
вводящая в заблуждение телевизионная реклама» или «демонстрация насилия в телевизионных
программах». Экспериментатор, ничего не зная о том, какие ролики смотрел испытуемый, определял
уровень уверенности говорящего, оценивая семь невербальных показателей в поведении (движения
глаз, нервозность и т. д.). Те из женщин, кто смотрел традиционные ролики, были значительно менее
уверены в себе, чем остальные участницы эксперимента.
Фэйсизм
Целый ряд исследований показывает, что мужчины и женщины изображаются в разных
социальных ролях и занятыми разной деятельностью, но вместе с тем существуют еще более искусные
способы, при помощи которых культура усиливает различия в восприятии полов. Арчер и его коллеги
(Archer et al., 1983) обнаружили, что в изображениях мужчин и женщин лицо выделяется в разной
степени, и назвали это явление фэйсизм (face-ism). В частности, они указали на тот факт, что
фотографии в прессе подчеркивают у мужчины лицо, а у женщины — тело, так как мужчины на них
обычно изображаются от шеи и выше, а женщины — во весь рост. Во всех двадцати странах, где было
проведено исследование, дело в печатных изданиях обстояло именно так. Нигро и его коллеги (Nigro et
al., 1988) также подсчитали, что в 70—80-х гг. в журналах Time, Newsweek, Good Housekeeping и Ms лицо
больше подчеркивалось у мужчин, чем у женщин.
Фэйсизм (Face-ism). Тенденция в разной степени выделять в изображениях мужчин и женщин
лицо и тело. Фотографии в прессе обычно подчеркивают у мужчины лицо, а у женщины — тело, так
как мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше, а женщины во весь рост.
На первый взгляд может показаться, что этот факт не имеет большого значения. Однако, как
справедливо замечает Арчер, голова и лицо являются «центром душевной жизни — там локализуется
интеллект, личность, идентичность и характер» (Archer et al., 1983, p. 726), и, таким образом, становится
ясно, что средства массовой информации ассоциируют эти понятия скорее с мужчинами, чем с
женщинами. Более того, эксперименты показали, что акцентирование лица индивида приводит к тому,
что испытуемые более высоко оценивают его ум, амбиции и внешность.
Язык
Язык, на котором мы говорим, также может внести свой вклад в стереотипное восприятие
мужчин и женщин. Хенли (Henley, 1989) указывает, что в английском языке есть обширный диапазон
средств, которые позволяют по-разному описывать мужчин и женщин, а если точнее, изображать
женщин мелкими, заурядными или вовсе их игнорировать. Отчего, к примеру, для замужней женщины
существует специальное название (миссис), а для женатого мужчины аналогичного названия нет? О чем
Hosted by uCoz