Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 167 
Next page End  

это говорит? Уж не о том ли, что семейное положение женщины, в отличие от мужчины, влияет на то,
какой нам следует ее воспринимать и как с ней общаться? Хенли также упоминает об исследовании,
показавшем, что слов, описывающих женщин с плохой стороны, в 6—10 раз больше, чем слов, при
помощи которых можно сказать плохо о мужчине (вспомните, сколько существует способов, чтобы
сказать о женщине, что она распутна). В этих словах содержится информация о том соответствующем
гендеру поведении, которое принято в нашей культуре.
Игрушки
Есть все основания полагать, что в процессе дифференциальной социализации очень велика роль
детских игрушек. Согласно проведенным исследованиям, игрушки и игры помогают девочкам
практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению
домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит
у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира,
помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических
способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение (Block, 1979; Connor et
al., 1978; Emmot, 1985; Miller, 1987; Peretti & Sydney, 1985; Pitcher & Schultz, 1983).
Пойдите в магазин и посмотрите, какие игрушки там продаются. Вы сразу же увидите, что
большинство из них конкретно предназначено либо для мальчиков, либо для девочек. Игрушки для
девочек видны сразу. Их упаковка выполнена обычно в розовых или пастельных тонах, на коробке —
изображение девочки, а по смыслу они связаны либо с уходом за собой (например, игрушечная
косметика), либо с заботой о ребенке (куклы-малышки), либо с домашними делами (игрушечные
пылесосы, маленькие кухонные плиты, посуда и т. п.). Игрушки для мальчиков находятся в ярко
раскрашенных коробках с изображением играющего мальчика, бывают часто связаны со строительством
(различные конструкторы, кубики) или активной деятельностью (спортивный инвентарь, оружие и т.
п.). Миллер (Miller, 1987) показала, что детские игрушки все еще разделяются по гендерному признаку: из
50 игрушек, использованных в ее исследовании, 41 были определены участниками как предназначенные
исключительно для мальчиков или для девочек. Игрушки, которые испытуемые стереотипно
классифицировали как девчоночьи, характеризовались тем, что они относились к дому, как например
чайные приборы, куклы и мягкие игрушки. В то же время в число мальчишечьих игрушек испытуемые
включили транспортные средства, мячи, оружие и строительные игры.
Гендерную принадлежность игрушки часто содержит в себе ее название или упаковка.
Достаточно вспомнить о карманной электронной игре, которая приобрела популярность под названием
Game-Boy. [Одной из смысловых частей названия является слово «мальчик», можно перевести как «Игра
для мальчиков».]
Когда моему сыну было пять лет, он заинтересовался названием: «Девочкам ведь
можно в нее играть, правда?» — «Конечно»,— ответила я. «Ну, тогда надо было назвать ее Game-Child
[Сын исследовательницы заменил в названии игры слово «мальчик» на слово «ребенок».], чтобы
девочки знали, что им тоже можно играть»,— сказал он. Проблема не только в том, что в процессе игры
с гендерно-соответствующими игрушками ребенок впитывает традиционные половые роли, но еще и в
том, как это влияет на навыки, которые приобретают девочки и мальчики (Eccles, 1990). Например, по
данным Спрафкин (Sprafkin et al., 1983), такие игрушки, как кубики и паззлы, которым традиционно
отдают предпочтение мальчики, хорошо развивают визуально-пространственные навыки ребенка. Этоу
и Лисс (Etaugh & Liss, 1992) обнаружили, что дети, получившие в подарок «мужскую» игрушку,
отказывались от традиционно женских занятий, а те, кому подарили «женскую» игрушку, не хотели
заниматься мужскими делами. Макклэрг и Чейл (McClurg & Chaille, 1987) обнаружили, что мальчики и
девочки в пятом, седьмом и девятом классах показывали значительные успехи в пространственных
навыках, поиграв в компьютерные игры пространственного типа. Кроме того, Линн (Linn, 1985)
приходит к выводу, что мальчики охотнее, чем девочки, играют в компьютерные игры.
По статистике, взрослые покупают маленьким детям больше игрушек, типичных для пола ребенка
(Pomerleau et al., 1990; Thompson et al., 1988). Например, Брэдбард (Bradbard, 1985) обнаружил, что среди
детей в возрасте 9—16 месяцев большая часть мальчиков получала в подарок на Рождество машинки и
пространственные игры, тогда как девочки — предметы домашнего обихода. Совершенно естественно с
вашей стороны будет предположить, что это является следствием того, что мальчики и девочки
Hosted by uCoz