Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 167 
Next page End  

предпочитают различные игрушки и поэтому просят подарить именно их. Действительно, исследование
Этоу и Лисc показало, что девочки хотят и просят «женские» игрушки, а мальчики — «мужские». К
примеру, мой сын Кен признается, что очень не любит кукол Барби, а вот его подружка Саманта их
просто обожает. Кен никогда не просил купить ему Барби, тогда как Саманта при каждой удобной
возможности выпрашивает Барби или аксессуары для нее. Другими словами, мальчики и девочки, по
всей видимости, действительно предпочитают разные игрушки. Но является ли это предпочтение
«естественным» или создается социальным окружением?
Целый ряд исследований (Bell & Carver, 1980; Culp et al., 1983; Seavey et al., 1975; Sidorovicz &
Lunney, 1980) показали, что детские предпочтения в области игрушек начинают формироваться
взрослыми. Например, в исследовании Сидорович и Ланни (1980) испытуемые общались с 10-
месячным ребенком. Участников случайным образом поделили на три группы. Одной группе сказали,
что ребенок — девочка, другой группе — что мальчик, а третьей вообще ничего не сказали о гендере
ребенка. Общаясь с ребенком, взрослый имел в распоряжении три игрушки: резиновый мяч, куклу и
кольцо для жевания. Если бы мы давали мальчикам и девочкам разные игрушки, исходя из разницы в их
поведении, то следовало бы ожидать, что испытуемые будут выбирать игрушки, опираясь на реальное
предпочтение младенца, а не на гендерную метку, которой их снабдили. Однако этого не произошло. В
результате реальный пол ребенка практически не влиял на выбор испытуемых, чего нельзя сказать о
гендерной метке. Из той группы, которая считала, что перед ними мальчик, 50% мужчин и 80% женщин
выбрали футбольный мяч (20% из всех, кто так считал, выбрали для «мальчика» жевательное кольцо). В
группе, которой ребенок был представлен как девочка, 72% женщин и 89% мужчин выбрали куклу.
Лишь 28% женщин из этой группы предложили «девочке» мяч, а из мужчин этого не сделал никто.
Случалось ли вам испытывать негативную реакцию со стороны своих родителей, когда вы
играли в игры, считающиеся присущими другому гендеру? Когда я была маленькой, брат моей подруги
однажды решил поиграть с нами и предложил наряжаться в разные костюмы. Реакция его родителей
была такая, будто бы мы совершили тяжкое преступление. И действительно, по данным исследователей,
родители обычно более позитивно реагируют, когда их дети, особенно мальчики, играют в игрушки,
соответствующие их полу (Fagot, 1978; Fagot & Leinbach, 1989; Langlois & Downs, 1980; Martin, 1990). Даже
в дошкольный период дети, которые не играют в игрушки, соответствующие их полу, чаще
подвергаются игнорированию или критике со стороны других детей (Carter & McCloskey, 1984; Fagot,
1978). Этоу и Лисс (1992) обнаружили, что девочки и мальчики обычно получали в подарок те
гендерно-традиционные игрушки, которые хотели, но если просили гендерно-нетрадиционную
игрушку, то не получали ее. Исследования японских психологов также показали, что родители выбирают
игрушки, основываясь на гендере ребенка, и что на выбор, который делает сам ребенок, возможно
влиять, манипулируя гендерной меткой игрушки (подробное описание исследования см. Shirakawa et al.,
1992).
Даже если родители и родственники не предлагают мальчикам и девочкам различные игрушки
умышленно, предпочтения у детей могут сформироваться в процессе социализации Я и без их участия.
Посмотрите как-нибудь вечером или воскресным утром детские программы по телевидению, и вы
обнаружите, что почти все игрушки подаются в рекламе как игрушки для мальчиков или игрушки для
девочек (средний американский ребенок смотрит телевизор 4 часа в день). Не забывайте, что, как только
ребенок окончательно относит себя к мужскому или женскому полу и замечает, что мужчины и
женщины отдают предпочтение разным вещам и занятиям, он начинает подражать моделям одного с
ним гендера. Мой сын достаточно рано заметил, что мальчики не играют в куклы, хотя мы сознательно
не говорили ему этого. Однажды, смотря телевизор, он даже сказал мне: «Я бы хотел себе такую
игрушку, но раз с ней в рекламе играют только девочки, значит, она только для девочек». Он сразу же
осознал, что никто не может запретить ему купить ее, но сказал, что ему будет «не по себе», так как
игрушка считается предназначенной только для девочек.
Очень умело проведенное исследование (Cobb et al, 1982) предоставило доказательства в
поддержку гипотезы о том, что телевизионные модели могут оказывать влияние на предпочтение
маленькими детьми тех или иных игрушек. В нем участвовали дети от 4 до 6 лет, каждому из которых
показывали одну из трех видеозаписей, где героями были куклы из мультсериала «Улица Сезам»,
выбранную случайным образом. Все три фильма начинались с фрагмента, где демонстрировался набор
Hosted by uCoz