Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 167 
Next page End  

игрушек, с которым играли на телеэкране и мальчики и девочки. Далее по сюжету кукла-мальчик и
кукла-девочка обсуждали, какому же полу больше подходят эти игрушки. В первой версии фильма куклы
приводили доказательства того, что эти игрушки — «для мальчиков», во второй версии куклы сходились
во мнении, что игрушки больше подходят девочкам, а в третьей — что они могут принадлежать и
мальчикам и девочкам в равной степени. После просмотра 20-минутного фильма ребенка оставляли в
комнате, где находились два набора игрушек: один — фигурировавший в фильме, другой — менее
популярный у детей, чем первый, и оцененный в другом исследовании как гендерно-нейтральный. Как
мальчики, так и девочки большую часть времени играли с тестовыми игрушками, а не с проверочными,
в том случае, если в фильме они были определены как соответствующие их полу. И наоборот, если
тестовые игрушки были представлены в фильме как соответствующие другому полу, дети проводили
большую часть времени, играя с проверочными игрушками, хотя они были, как мы помним, менее
популярны. В двух словах, полученные данные говорят о том, что предпочтения игрушек, основанные
на гендере, могут создаваться телевизионными моделями, указывающими на принадлежность игрушки
тому или иному гендеру. Так как исследователи пользовались только наборами игрушек, гендерная
нейтральность которых была заранее доказана экспериментальным путем, и употребляли одни и те же
игрушки во всех трех случаях, у нас есть основания верить, что появившиеся вслед за просмотром
видеофильма предпочтения являются целиком заслугой телевизионных моделей.
Производители игрушек демонстрируют все большую осведомленность в этом вопросе.
«Говорящая Барби» фирмы Mattel произносит: «Компьютеры — это весело», а еще раньше она умела
говорить: «Урок математики — это сложно», но Ассоциация женщин американских университетов
(American Association of University Women) убедила фирму Mattel, что девочкам дают неправильную
установку. Существуют игрушки, считающиеся подходящими и для мальчиков и для девочек, с
изображениями мальчика и девочки на упаковке. Совсем недавно я видела рекламу, в которой мальчик и
девочка увлеченно играли с игрушечной стиральной машиной и сушилкой. Есть даже специальные
кубики для девочек — отличающиеся тем, что они розовые или бледно-лиловые, а на коробке
изображены маленькие девочки, занимающиеся строительством гостиных и кухонь.
Скарр и Маккартни (Scarr & McCartney, 1983) предположили, что мальчики и девочки изначально
обладают различной врожденной предрасположенностью, благодаря чему и начинают со временем
отдавать предпочтение различным игрушкам, а действия взрослых, которые мы относим к
дифференциальной социализации, являются не более чем реакцией на эти «естественные» различия.
Они назвали этот тезис вызывающий генотип -> реакция среды (evocative genotype -> environment
effect). Есть несколько исследований, результаты которых на первый взгляд подтверждают данную
гипотезу. Так, Сноу и его коллеги (Snow et al., 1983) обнаружили, что отцы менее охотно дарят кукол
своим годовалым сыновьям, чем дочерям того же возраста, но даже если мальчик и получает от отца
куклу, то играет с ней меньше, чем девочки. В другом исследовании дети проявляли большую
заинтересованность в игре с типичными для их гендера игрушками, хотя со стороны родителей и не
наблюдалось открытых попыток приобщить их к таким играм (Caldera et al., 1989). К сожалению, мы не
можем исключить возможности, что дифференциальная социализация в какой-то мере уже произошла
раньше и что ее результаты повлияли на предпочтения ребенка. Целый ряд исследований показывает,
что процесс дифференциальной социализации начинается в самом раннем детстве (Bell & Carver, 1980;
Culp et al., 1983; Shakin et al., 1975; Sidorowicz & Lunney, 1980). Другая, не менее правдоподобная гипотеза
состоит в том, что физиология создает индивидуальные различия в предпочтениях, и если последние
соответствуют половой роли ребенка, то они получают поддержку, а если не соответствуют, то
поддержки не получают (особенно это касается мальчиков). Например, в одном исследовании
выяснилось, что мальчики, которые по своему темпераменту были предрасположены к играм, менее
типичным для их пола, чаще подвергались наказаниям и осуждению (Berndt & Heller, 1986; Fagot, 1978;
Fagot & Leinbach, 1989; Langlois & Downs, 1980; Martin, 1990 Steriker & Kurdek, 1982). Большой процент
сорванцов (tomboys) среди девочек нашего времени также заставляет усомниться в том, что различия в
предпочтениях игр у мальчиков и девочек носят естественный характер. Сорванец в данном контексте
— это девочка с мальчишечьими ухватками, которая предпочитает заниматься традиционно мужскими
видами деятельности и играть в традиционно «мужские» игрушки, хотя это не мешает некоторым из них
также играть с девочками и принимать участие в традиционно женских играх. В одном исследовании
Hosted by uCoz