Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 167 
Next page End  

Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и
информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного
давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить
социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно
говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под
влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними
вещами, а женщины — другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы
принимаем гендерные нормы и следуем им.
Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований
(уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация), либо может
определяться желанием быть похожим на сверстника или ролевую модель (идентификация). Люди в
различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно
поло-типизированы и сильно подчинены гендерным ролям. Больше всего шансов быть поло-
типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной социализации, когда
любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за собой жестокие социальные последствия.
В ходе процесса, называемого дифференциальной социализацией, мы учимся тому, что человеку, в
зависимости от его гендера, будут свойственны разные интересы, модели поведения и психологические
качества. Дифференциальная социализация использует два основных механизма — дифференциальное
усиление и дифференциальное подражание. Дифференциальное усиление заключается в том, что
мужчин и женщин поощряют или наказывают в зависимости от их поведения, проявляемых интересов
и т. д. О дифференциальном подражании мы начинаем говорить, когда ребенок окончательно
определяется относительно своего пола и начинает с особенным вниманием наблюдать за поведением
ролевых моделей одного с ним пола и подражать им.
Родители — не единственные, кто участвует в процессе дифференциальной социализации.
Информация о правильном гендерно-ролевом поведении передается через детскую литературу,
телевидение и разговорный язык.
Исследования недвусмысленно указывают на большой вклад этих источников в стереотипное
восприятие мужчин и женщин.
Определенную роль в развитии поло-типичных навыков и качеств имеют и детские игрушки. По
данным исследований, игрушки для мальчиков чаще предназначены для развития пространственных и
математических навыков, тогда как игрушки для девочек стимулируют развитие навыков работы по дому
и межличностного общения. Среди игрушек, которые дети просят в подарок, большинство типичных
для их гендера, и исследователи считают, что эти предпочтения формируются социальным окружением
в самом раннем детстве.
Хотя вокруг способов измерения андрогинии разворачивается масса научных споров, есть
основания полагать, что современному человеку желательно обладать примерно равным количеством
мужских и женских черт.
Социобиологи и эволюционные психологи считают, что отличия в поведении мужчин и
женщин выделились в ходе естественного отбора, так как способствовали выживанию. Тем не менее,
даже если такие отличия когда-то и способствовали выживанию вида, это еще не означает, что они
сохранились в генетическом коде, актуальны в современном мире и что мы должны позволять
биологическим отличиям навязывать нам моральные ценности.
Hosted by uCoz