Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 167 
Next page End  

Даже когда женщины посещают тот же объем лекций по математике, что и мужчины, их
преподаватели и классные наставники реже рекомендуют им продолжать занятия наукой в областях,
смежных с математикой. Совсем недавно одна студентка — будущий инженер-самолетостроитель —
рассказала мне, что преподаватель по профилирующему предмету заявил в первый же день занятий: «Я
сомневаюсь, что женщины смогут хорошо ориентироваться в моем предмете». По словам другой моей
знакомой студентки-инженера, когда у ее подруг случались трудности в понимании специальных
предметов, им рекомендовали подумать о смене специальности, в то время как их однокашникам-
мужчинам в тех же ситуациях советовали «напрячься и выкарабкаться». То, что произошло с этими
женщинами, хорошо соотносится с результатами исследования, проведенного Матиас (Matyas, 1987),
которое показало, что учителя в колледже, преподаватели математики, научных и инженерных
дисциплин уделяют больше внимания студентам-мужчинам и гораздо настойчивее рекомендуют им
заниматься наукой и продолжать обучение.
Большинство учителей намеренно пытаются вести себя с учениками и ученицами одинаково, но
исследование показывает, что они все-таки исподволь больше содействуют мальчикам, особенно в
отношении математики (Brophy, 1985; Eccles & Blumenfeld, 1985). Парсонс и его коллеги (Parsons et al.,
1982) сравнили классы, в которых ожидание математических успехов от мальчиков было выше, чем от
девочек, с классами, где ожидания учителей никак не были связаны с половыми различиями.
Исследователи обнаружили, что в классах, где не было разницы в ожиданиях, девочки более активно
взаимодействовали с учителем и чаще удостаивались похвалы. Обратная ситуация наблюдалась в
классах, где от мальчиков заранее ожидали больших успехов, чем от девочек. В одном из исследований
(Becker, 1981) было подсчитано, что на уроках геометрии мальчиков чаще спрашивали и вызывали к
доске (несмотря на то что девочки так же активно тянули руки), они получали больше отзывов, похвалы,
индивидуальных указаний и поощрений, чем девочки. В этом исследовании также обнаружилось, что из
всего числа неодобрительных комментариев со стороны учителей 84% получили девочки, а вот из
одобрительных им досталось только 30%. По отношению к мальчикам учителя проявляли больше
настойчивости; оказалось, что только мальчики могут рассчитывать на более чем 5-минутный разговор с
учителем.
Ассоциация женщин американских университетов провела длившееся две декады исследование,
в отчете о котором (1992) говорится, что учителя уделяют больше внимания мальчикам, чем девочкам, и
что образовательная система ориентирует девочек на традиционную, отведенную для женского пола
работу, отстраняя их от областей, изучение которых открывает путь к карьере в науке и производстве.
Учителя часто поощряют у девочек пассивность и наказывают за настойчивость (Sadker & Sadker, 1982),
чем серьезно усложняют им процесс соревнования с мальчиками за внимание учителя (Bell, 1989).
4. Есть основания полагать, что жизнь девочек за пределами школы менее богата опытом в
математической области и сфере решения задач. Этот факт может частично объяснять наличие
гендерных различий в решении математических задач. Хотя такая возможность не была еще всесторонне
изучена, некоторые исследования все же показывают, что мальчики обладают более богатым опытом в
отношении математики и наук, нежели девочки (Kahle et al., 1986; Linn & Petersen, 1986). В первой главе
мы обсуждали, как детские игрушки могут стимулировать развитие различных навыков у мальчиков и у
девочек.
Эмпатия и экспрессивность
Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных
отличий в сфере эмпатии и эмоциональности. Дейв Барри однажды сказал, что женщины в принципе
могут оставить попытки дождаться от мужчин эмоциональности: «Если бы вам представилась
возможность проникнуть глубоко в душу мужчины, то там, далеко внизу, под этой оболочкой мачо и
слоем бесконечных занудных бесед о разных вещах вроде чемпионата мира 1978 года, вы бы
обнаружили страстную и горячую увлеченность... чемпионатом мира 1978 года. Да, приходится
признать, что мужчинам недоступны эмоциональные мысли и переживания. Пора вам, женщинам,
понять это!» (Barry, 1991).
Hosted by uCoz