Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 167 
Next page End  

Энн Хопкинс была начальником отдела в одной из крупнейших в стране бухгалтерских фирм —
«Прайс уотерхаус» (Price Woterhouse) и в 1992 г. участвовала в конкурсе на замещение вакантной
должности в руководстве фирмы. Ее работа принесла фирме 25 миллионов долларов, и по своим
характеристикам она более подходила на эту должность, чем кто-либо другой из претендентов, но ей
отказали. Энн Хопкинс предположила, что имела место дискриминация по признаку пола, но
руководство «Прайс уотерхаус» заявило, что ей отказано из-за ее «неправильного» стиля общения.
Утверждалось, что она слишком «мужеподобна» и «чересчур старается преодолеть свою женскую
природу», а один из коллег посоветовал Энн быть более женственной, чтобы повысить свои шансы.
Социальный психолог Сьюзен Фиск утверждает, что, согласно статистике, стереотипы чаще проявляют
себя, когда оцениваемый — единственный или один из немногих, принадлежащих к такой социальной
группе в своей среде, когда работа нетрадиционна для его или ее социальной группы и критерии оценки
размыты. В случае Хопкинс все эти факторы были налицо. Из 662 работников «Прайс уотерхаус»,
занимающих аналогичные должности, только семь являлись женщинами. Энн была единственной
женщиной из 88 кандидатов на место, и ее критиковали за навыки общения с людьми (субъективный
критерий). Из комментариев, которые дали администраторы «Прайс уотерхаус», проводившие оценку
кандидатов, тоже достаточно ясно, что принадлежность к женскому полу имела значение при
определении ее пригодности к более высокой должности (Fiske et al., 1991). Суд пришел к выводу, что
стереотипы, основанные на предрассудках о роли женщин, действительно отчасти явились причиной
решения фирмы «Прайс уотерхаус» отказать Энн Хопкинс в повышении по службе.
Канн и Зигфрид (Cann & Siegfried, 1990), ссылаясь на несколько исследований, утверждают, что
стереотипы «хорошего менеджера» и «типичного мужчины» во многом совпадают. Они указывают, что
при этом большинство примеров и теоретических исследований доказывают, что хороший лидер
должен быть целеустремленным и уметь настаивать на своем (типично мужские черты), а также он
должен уметь общаться с людьми и ценить их по достоинству (типично женские качества). Ученые
обнаружили, что поведение лидера, достигающего успехов, включает в себя и черты, характерные в
первую очередь для женского поведения. Они пришли к выводу, что стереотип лидера-мужчины сужает
понимание роли лидера и не учитывает многие качества, важные для успешной работы руководителя.
Шейн и его коллеги (Schein et al., 1989) пишут, что учебные программы университетов, готовящие
менеджеров, должны уделять больше внимания тому, какие качества необходимы хорошему
руководителю.
4. Внутри организаций могут существовать неписаные нормы, согласно которым на высокие
должности лучше назначать мужчин. Если правила, принятые в организации, прямо не предписывают
назначать на руководящие посты и мужчин и женщин, то лицо, производящее эти назначения, часто
выбирает мужчин просто в силу привычки. В отчете министерства труда США по проблеме
«стеклянного потолка» (1991) отмечается, что, как правило, менеджеры высокого уровня затрудняются
сказать, есть ли в их организациях какие-либо неписаные нормы, касающиеся равных возможностей
людей разных полов. В некоторых случаях действительно существуют нормы, согласно которым
женщины не должны назначаться на руководящие должности. Люди, работающие в такой организации,
вынуждены действовать по этим правилам независимо от того, что они сами думают о пригодности
женщин к руководящей работе. Ларвуд и ее коллеги (1988) приводят данные, доказывающие, что
зачастую вышестоящие руководители хотя и не имеют сами никаких предубеждений по отношению к
женщинам или национальным меньшинствам, тем не менее проводят дискриминационную политику,
так как опасаются, что, если они будут действовать по-другому, это может отрицательно сказаться на их
собственной карьере и влиянии в организации (Larwood et al., 1988). Они назвали это явление
дискриминацией на основе рациональной предубежденности (rational bias theory of managerial
discrimination): если беспристрастность приводит к неприятностям, то рациональней быть
предубежденным. Точно так же квалифицированные работники-женщины могут не получать
повышения по службе из-за опасения вышестоящего начальства, что стереотипы клиентов и
подчиненных могут помешать женщине эффективно работать на высоком посту (например, начальство
считает, что служащие фирмы будут испытывать неловкость, получая приказания от женщины, или что
клиенты не будут ей доверять). Уили и Эскилсон (Wiley & Eskilson, 1983) находят, что мужчины-
менеджеры, по сравнению с женщинами, пользуются большей симпатией коллег и получают большую
Hosted by uCoz