Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 167 
Next page End  

«преимущественно направляет предчувствия и ожидания по какой-то одной дорожке... Вера в то, что
ребенок является мальчиком, настраивает на одни ожидания, а вера в то, что девочкой,— на
совершенно другие» (р. 232).
Результаты исследований, полученных Тейлором и его коллегами (Taylor & Falcone, 1982; Taylor et
al., 1978), также указывают на то, что гендер является важным социальным критерием, влияющим на
восприятие. Чтобы лучше понять, как гендер влияет на восприятие, Тейлор и Фальконе (1982) просили
участников экспериментов прослушать запись шести политических дискуссий, которые вели три
мужчины и три женщины. Выступления записывались на магнитофонную ленту на собраниях
избирателей, где каждый кандидат выдвигал по шесть конкретных предложений. Исследователи
сделали так, чтобы все предложения были в равной степени полезны и все носили созидательный
характер. Их выбор основывался на обширном анализе оценок подобных предложений. Из всех
высказанных предложений отбиралось 36, получивших примерно одинаковый рейтинг. После
прослушивания 13-минутной дискуссии испытуемые должны были оценить, насколько политически
благоразумным и убедительным был каждый кандидат, насколько интересно и приятно было бы с ним
работать и насколько эффективно каждый из них мог бы руководить местным округом. В итоге
кандидаты-мужчины получили более высокие оценки по четырем из пяти показателей (не было
различий только в оценке «приятности» общения). Однако в более позднем исследовании,
выполненном Бове и Спенсом (Beauvais & Spence, 1987), большая часть участников эксперимента
подобного пристрастия к мужчинам не выказала. Остается неясным, с чем это связано: с изменениями в
установках, произошедшими в период между 1987-м (годом проведения исследования Тейлора и
Фальконе) и 1984-м (годом проведения исследования Бове и Спенсом), или же с тем, что участники
более позднего эксперимента при выставлении оценок старались оправдать ожидания исследователей.
Не исключено также, что на результатах сказались и тонкие методологические различия в проведении
экспериментов.
Хотя исследования Тейлора—Фальконе (1982) и Бове—Спенса (1987) отличались по своим
результатам, оценивающим степень пристрастного отношения к мужчинам, и в том и другом было
получено подтверждение, что биологический пол используется в качестве схемы для обработки
информации о выступавшем кандидате. И в том и в другом эксперименте участники чаще допускали
ошибки в рамках одного пола, чем «межполовые» ошибки. То есть они чаще путали то, какая из женщин
высказала то или иное предложение, чем говорили, что это предложение было высказано женщиной,
когда на самом деле его высказал мужчина (и наоборот). Аналогично А. П. Фиске (А. Р. Fiske et al., 1991)
установил, что участники экспериментов чаще путали представителей одного пола, чем представителей
одного возраста, одной расы, людей, выполнявших одну и ту же социальную роль или носивших
одинаковое имя. Стангор (Stangor et al., 1992) обнаружил, что люди чаще производят категоризацию по
полу, а не по расе. Все эти результаты отчетливо указывают на то, что в первую очередь люди
классифицируют друг друга по полу.
Исследования также показали, что при определенных условиях люди чаще проводят
категоризацию по гендеру, например при наличии фактора, делающего членство в социальной группе
особенно заметным (Taylor et al., 1978). Так, одежда или внешний облик, соответствующие гендерному
стереотипу, по всей видимости, способствуют тому, что в процессе обработки информации о человеке
гендеру уделяется большее внимание (Brehm & Kassin, 1992). Гендер также более заметен в тех случаях,
когда мужчины или женщины составляют очевидное меньшинство среди тех, кто выполняет одну и ту
же роль. Когда мужчины или женщины оказываются в численном меньшинстве среди исполнителей
какой-либо роли, их пол становится особенно заметным. Это приводит к повышенному привлечению
внимания к ним и чрезмерно строгим оценкам результатов их деятельности (Taylor & Fiske, 1978). Если в
учебной группе имеется всего один мужчина, то его пол будет особенно бросаться в глаза окружающим.
Если в какой-нибудь организации будет всего одна женщина-менеджер, то ее пол также станет особенно
заметным для посторонних наблюдателей и постоянно будет приниматься во внимание при оценке ее
работы.
Вспомните историю Энн Хопкинс из компании «Прайс уотерхаус», рассмотренную в главе 3.
Фиске (Fiske et al., 1991) убежден, что именно потому, что Хопкинс была единственной женщиной среди
88 сотрудников, руководство фирмы обращало особое внимание на ее пол и оценивало ее поведение с
Hosted by uCoz